Номер 31 (674), 15.08.2003

ТРИПТИХ

(Окончание. Начало в № 30.)

2. ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

Говорят, что имя определяет судьбу человека. Словом, "как вы яхту назовете, так..." и т.д.

Девочку назвали ЛОЛИТА. Назвали в честь Лолиты Торез, покорившей в те годы наших кинозрителей личным обаянием и обаянием латиноамериканской песни.

Вряд ли родители предполагали, что судьба (и супруг) занесут Лолиту в Коста-Рику. Тем более, что фамилия ЖЕЛЕЗНЯК и профессия филолога не предвещали такого зигзага в судьбе девушки. Но этот, казалось бы, чисто географический зигзаг привел Лолиту не только в страну латиноамериканских песен и экзотики, он определил главную страсть ее жизни – живопись. Написанные в реалистичной манере – без поисков новых эффектных приемов – работы Лолиты Железняк оставляют ощущение вечного праздника. Они жизнерадостны, жизнеутверждающи. Пейзажи и натюрморты Лолиты – это пиршество красок. Отличное чувство цвета не дает работам Лолиты опуститься (или подняться) до ярмарочной лубочности, но ее колористика адекватна экзотичности ее имени и ее человеческой жизнерадостности. Такое ощущение выносится из общения с молодой художницей. И еще одно впечатление от личного общения и от работ Лолиты Железняк. Она твердо шагает по жизни и жадно впитывает ее реалии: цвет, фактуру, форму – это и находит отражение в живописи Лолиты, где присутствуют и родные глечики, и опаленные солнцем уголки Молдаванки, и дымящиеся кратеры вулканов Коста-Рики, и нежная шелковистость ярких тюльпанов, и отблеск металла кувшина, стоящего на шероховатой скатерти в россыпи корявых орехов.

На фото: Пейзаж Лолиты Железняк "Вулкан Аренал".

3. "ОСТАНОВИСЬ МГНОВЕНЬЕ!"

"Ты не столь прекрасно, сколь непонятно". Во всяком случае именно любопытство, как утверждает Александр Венецкий, желание понять, что движет некоторыми любителями настенной живописи (от замысловатых иероглифов граффити до простейших слов с минимальным количеством букв), заставило Сашу запечатлеть эти надписи на фото. Запечатлеть вместе со стенами, на которых эти перлы увековечены (пока их не замаскирует цементное пятно ревнителей настенной чистоты). Запечатлеть подчас вместе с человеческими личностями из ближайшего окружения или даже со своей собственной персоной ИНТЕРАКТИВНОГО САШИ ВЕНЕЦКОГО, как он сам себя называет, подчеркивая свою активную общительность с людьми и окружающим миром.

"Текстура" – так называет Венецкий свой фотопроект, возможно, намекая на разнообразие поверхностей одесских фасадов. Название никак не соответствует исследовательскому жару, движущему Сашей, который, скажем, ломает себе голову над смыслом надписи "Кабан". Насколько проще приходится исследователям наскальной живописи, которые при изображении кабана могут быть твердо уверены, что речь идет всего лишь об охоте на это животное.

Венецкий с фотоаппаратом не расстается с детства, но выставка "Текстура" отличается не столько выдающимся мастерством фотохудожника (некоторые работы просто нарочито непрофессиональны – не в этом главная цель), сколько ироничным подходом к окружающему миру в его "настенном проявлении". Иронично-эпотажная направленность выставки талантливого компьютерщика-программиста подчеркивается не только подписями под фотографиями, но и теми плакатиками, которые присутствуют в кадре.

Может быть, кое-кому последний сюжет покажется искусственно включенным в "ТРИПТИХ", не кисть и перо, а фотоаппарат! И эти кое-кто будут неправы. Выставка Саши Венецкого стала поводом для споров и размышлений, а это и есть главное в искусстве.

Елена КОЛТУНОВА.