Номер 23 (613), 31.05.2002

"МЕРТВЫЕ ДУШИ" В ОДЕССКОМ ОПЕРНОМ

"Ну, так что же вы оробели? – сказал секретарь, – один умер, другой родится, а все в дело годится".

Н.В. Гоголь.

Бытующее мнение, будто Чичиков скупал перешедших в мир иной крепостных крестьян для придания себе веса в обществе или, как сказали бы сейчас, – создания имиджа, является заблуждением. Преследовал наш комбинатор цели куда более практические.

Тогда крепостных можно было закладывать в какой-то опекунский совет. И вот:

"Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уже двести тысяч капиталу! А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало".

Было, правда, одно препятствие: без земли крестьян нельзя было ни купить, ни заложить. "Ну да ведь дан же человеку на что-нибудь ум", – пораскинул им Чичиков. И придумал:

"Да ведь я куплю на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю. В Херсонскую их! Пусть их там живут!"

Вот мы и добрались к нам поближе. Раз Херсонская губерния, значит, и Одесса тоже. Не знаю, как чувствовали бы себя в наших краях души усопших крепостных, но чичиковский дух крепко осел здесь. Просто принимает он в зависимости от того, какое время на дворе, различные очертания.

Возьмем не такое уж давнее прошлое, годы, скажем, 77- 78-й XX столетия. Вроде бы застой приближается к своему пику, маразматические явления крепчают, народная мысль цепенеет. Ан нет! Свежестью вееет сквозь затхлый запах застоя.

На полувоенном заводе сопротивлений возводят новый многоэтажный корпус. Из южной братской республики прибывает бригада чудо-штукатуров. Работают они замечательно и много – от зари до зари, а штукатурка их будет держаться, пока стены не упадут.

Есть, правда, одна закавыка: и получать братские штукатуры хотят много в соответствии с количеством и качеством выполненной работы. Чтобы если получается в месяц тысячи полторы, так чтобы эти полторы им и заплатили (это при том, что в те времена и двести пятьдесят рублей выглядели подозрительно много).

Что делать, ведь объект, столь важный для обороснопособности страны, нужно сдать вовремя, а страна в открытую нормально платить не желает? Без этих же маленьких сопротивлений-резисторов ракетные боеголовки не наведутся куда следует или попадут не туда. И райком партии, Ленинский райком, разрешает платить штукатурной бригаде посредством выписывания денег на "мертвые души" (вряд ли это оформлялось официальным решением бюро райкома, но "добро" было получено). Это продолжалось несколько месяцев. Объект сдали вовремя.

Казалось бы, зачем нужны мертвые души в наши дни, когда и так вс] можно? Нужны, оказывается. Причем в храме искусств.

Пока всем миром вколачивали сваи в фундамент Одесского оперного, должностные лица театра, имеющие отношение к деньгам, на протяжении трех лет выписывали зарплату на подставных лиц и сами, естественно, е] получали. Нам пока не удалось разузнать, на кого – на теноров, уборщиц, балерин или штукатуров – выписывались деньги. Но и при их совсем небольшой зарплате на двух махинаторш вышло свыше семнадцати тысяч гривен, что, согласитесь, совсем неплохо. Однако то, что хорошо с точки зрения личной финансовой выгоды, может оказаться некрасивым со стороны моральной и наказуемым по мнению Уголовного кодекса. Не знаем также, выписывалась "левая" зарплата на людей еще живых либо на тех, кто уже нашел вечное успокоение вне сцены. В любом случае происшедшее требует художественного осмысления.

Не вмешиваясь в репертуарную политику нашего театра, все же замечу: похоже, самое время ставить "Мертвые души". Причем в первом акте – в виде умиротворенного балета, во втором – громоподобной оперы.

Борис ШТЕЙНБЕРГ.

Рисунок Алексея КОСТРОМЕНКО.