Номер 51 (796), 30.12.2005
ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ
Каждый крупный город имеет свой архитектурный символ. В Москве это силуэт Спасской башни, в Петербурге памятник Петру на фоне Исаакия, в Киеве монумент Богдану Хмельницкому с общим видом Софийского заповедника. Для Одессы таким символом стала Гигантская (Потёмкинская) лестница.
Идея соединения устроенного на высоком прибрежном плато бульвара с низким берегом моря сооружением широкой монументальной лестницы принадлежала архитектору А. Мельникову. Он стремился создать парадный подъем из порта в уголок Одессы, блещущий своим архитектурным убранством.
Проект лестницы был составлен Ф. Боффо в 1825 году. Закладка этого сооружения состоялась 1 мая 1834 года, а строительство закончено в 1841 году. Высота лестницы 27 метров, ширина марша вверху 13,4, внизу, у Приморской улицы 21,6. Благодаря этому различию в ширине верха и низа, лестница очень выигрышно и торжественно выглядит в перспективе. Особенно большое впечатление грандиозности каменного массива создается, если смотреть на лестницу со стороны Приморской улицы. Оно усиливается тем, что в просвете двух полуциркульных зданий в самом центре бульвара возвышается памятник дюку де Ришелье. Мартос изваял вельможу не просто "в моменте шествующем": герцог приветствует гостей и приглашает их зайти в город. Памятник стал олицетворением гостеприимства одесситов.
Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на 20 равных маршей. В процессе строительства порта уровень Приморской улицы был поднят, и лестница уменьшилась на 8 ступеней. С двух сторон лестница ограждена двухметровыми каменными парапетами, спускавшимися к морю ритмическими уступами.
Сначала ее ступени и площадки били покрыты плитами из зеленовато-серого камня-песчаника, доставленного в Одессу из Триеста. С течением времени камень выветрился и износился. При реконструкции в 1933 году ступени лестницы облицевали розово-серым гранитом, возвратившим ей утраченную нарядность.
Лестница составляет одну из наиболее ценных частей архитектурного ансамбля Приморского бульвара. Более того, глубина замысла, вложенного в это сооружение, органическая связь огромного каменного массива с окружавшим пейзажем и планировкой, большое мастерство в создании его величественного и строгого облика все это делает гигантскую лестницу Одессы одним из лучших памятников архитектуры первой половины XIX века...
Можно сказать, что лестница "самая обыкновенная" конструкция в архитектуре. Ступеньками, расположенными друг над другом, при помощи которых преодолевается высота, человечество пользуется с древнейших времен. Древние жители Перу, индейцы, не знавшие колесных средств передвижения, делали ступенчатыми даже дороги среди скал Андов.
Лестница, однако, вредна для человеческого организма, так как возлагает слишком большую работу на сердце.
Архитекторы давно уже ломают головы над тем, чтобы заменить лестницы лучшим средством подъема. В Москве после революции был построен целый ряд зданий, на верхние этажи которых вели наклонные плоскости. Франк Ллойд Райт использовал наклонные плоскости в своей последней постройке в нью-йоркской картинной галерее Гуггенхейма. Там из центрального холла до вершны здания ведет спирально поднимавшийся коридор, стена которого одновременно служит для размещения картин.
Такого рода диковинки архитектуры встречались и раньше.
В столице Дании, Копенгагене, можно увидеть одно из самых странных зданий мира круглую башню, называемую Рундетаарн. На ее верхнем этаже когда-то действовала придворная обсерватория короля Христиана IV.
Внешне Рундетаарн не обнаруживает ничего особенного, тем любопытнее ее внутренняя конструкция. Башня состоит собственно из двух цилиндров, один в другом, меж которых извивается вверх спиральная наклонная плоскость длиной 200 метров и шириной 4,5 метра. В 1716 году в Копенгагене побывал царь Петр Первый и, разумеется, захотел увидеть знаменитую обсерваторию. Он прибыл верхом и, увидев, что в башню ведет не лестница, пришпорил коня и, на удивление всего двора, поскакал наверх. Царица Екатерина Вторая перещеголяла его, въехав наверх в карете...
Лестница символ связи между верхом и низом, между небом и землей, олицетворение постепенного подъема вверх. Амулеты в виде лестниц находят в египетских захоронениях. Широко известна "лестница Иакова", по которой поднимались и спускались ангелы; очевидно, мусульманское представление о том, что правоверные поднимается в рай по лестнице, возникло не без влияния этой легенды. В христианской традиции лестница эмблема Святого Алексия. Лестница Иоанна Лествичника символ восхождения от одной добродетели к другой, путь борьбы со страстями.
На эмблематическом уровне лестница, ведущая вверх, храбрость, смелость, ведущая вниз связана с отрицательной характеристикой.
Кроме того, лестница символ иерархии. Существует выражение "продвигаться вверх по служебной лестнице". Натуралисты XVIII века строили картину мира, определяя лестницу существо Природа иерархична и те общества, которые строят свой социум по законам природной иерархии, наиболее стабильны.
Эскалатор современный вариант лестницы и современный вариант карьеры. От человека требуется только попасть на нужный эскалатор все остальное сделает служебная машина. Многие нынешние гуру предлагают всем желающим нечто вроде "эскалатора до небес" просветление без особых хлопот, причем за весьма умеренную цену. Но, к сожалении, такие "эскалаторы" далеко не всегда ведут вверх, а сойти с них бывает очень трудно.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.