Номер 47 (1094), 9.12.2011
"Орфей и Эвридика". Автор пьесы - Борис Барский. Режиссер- постановщик - Георгий Делиев. Хореография П. Ивлюшкина, С. Атаулиной и А. Бевзюка.
Действующие лица и исполнители: Орфей - народный артист Украины Борис Барский; Эвридика - заслуженная артистка Украины Наталья Бузько; Фей - народный артист Украины Георгий Делиев; "люди в черном" - Александр Постоленко, Михаил Волошин, Игорь Малахов. Театр "Маски".
Орфей - персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант. Играл на золотой лире, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы.
Эвридика - дочь Аполлона, супруга Орфея. Умерла от укуса змеи в пятку.
После смерти жены Орфей спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику с условием, что Орфей не оглянется на неё до выхода из подземного царства.
Но счастливый Орфей нарушил договор с богами, и Эвридика была вынуждена вернуться назад. (Из Википедии).
Анонимный алкоголик, латентный лабух и попсовый певец Орфей в мирной семейной перебранке свою добрую, мягкую, кроткую жену Эвридику посылает к дьяволу. Слово не воробей, и это послание достигает преисподней. Сдружившись с Орфеем, Фей в теплой задушевной мужской беседе помогает ему избавиться от присутствия и непрерывной грызни назойливой супруги. Но недолог час эйфории, счастья и мнимой свободы Орфея. Следом приходит ощущение ненужности, одиночества, грусти и тоски. Настойчивые требования безутешного супруга вынуждают Фея вернуть Эвридику. И все возвращается на круги своя. (Из пресс-релиза).
Хохот разразился в зале еще до начала самого спектакля: на сцену вышел Борис Барский и "стеснительно" приветствовал публику, пообещав, что после спектакля можно будет сфотографироваться. Он также напомнил, что неплохо было бы отключить мобильники на время спектакля:
- Телефон обязательно зазвонит, и весь зал направит на вас поток негативной энергии. А оно вам надо? - побеспокоился за публику артист.
Но этого самого энергетического потока испугались не все, и первые строки текста Барского все же прервала звонкая мелодия телефона. А ведь он рассказывал зрителю о насущной проблеме - о пьянстве. С него и начался спектакль. Нет, спиртным нас, конечно же, не угощали, но главный герой появился перед зрителем со стаканом в руке.
Итак, обычная квартира со всеми ее прелестями (такими, как, например, неисправный кран на кухне), похмелье и, конечно же, Он и Она. Эвридика ругает Орфея за то, что тот явился домой пьяным, без штанов, да еще и с бюстгальтером на голове. Орфей уверяет, что он пришел в таком состоянии, потому что у него был очень трудный день (а вы бы как себя чувствовали после того, как вытащите ребенка из пожара и спасете старушку от трамвая?!) И даже помощь "группы ритуального танца" не может переубедить сердитую Эвридику - все четверо получают качалкой по голове, а Орфей, так и не выяснивший, куда же девались его брюки, еще и без ужина остался.
А тут еще и в шкафу он находит... некого Фея, нарядившегося в его пижаму. Обиженный, униженный и голодный, Орфей просит Фея наказать супругу и отправить ее в ад. Ура! Свобода! Никто не критикует и не командует. Теперь можно и в ответ что-то обидное сказать жене, ведь она не сможет огреть качалкой или выдать новую колкую фразу. Теперь наконец можно сказать, что раз он лось (так его в ссоре назвала Эвридика), то она - лосиха. Незачем больше прятать выпивку в вазы и башмаки.
Но почему так тихо? Почему так грустно? Орфею не хватает укоров жены, без ссор, оказывается, скучно. Он ставит перед Феем ультиматум: либо тот научится его пилить так, как это умела Эвридика, либо пускай вернет супругу. Но даже у сверхъестественного существа нет столько язвительности, сколько есть у женщины. Фей понимает, что не может сравниться в искрометности со своей жертвой и помогает вернуть Эвридику в наш мир. Вернуть и тут же поссорить возлюбленных: обняв на прощание клиента, Фей оставляет Орфею на память в кармане женское белье и следы помады на одежде. Эвридика проснулась - и снова ссора. Но как же счастлив Орфей опять услышать крики любимой жены, ее укоры и обидные слова, по которым он так соскучился...
После спектакля, как и обещалось ранее, можно было
сфотографироваться. Борис Барский спустился в зал и...
сфотографировал зрителей на их фотоаппараты. И как тут
упрекнешь артиста в том, что он нарушил слово?! Фотографии
останутся, а главное, останется хорошее настроение...
(Антонина Кучеренко).
"Пустив в ход всю свою фантазию и мастерство, из истёртого до дыр сюжета актёрам удалось создать что-то новое и неординарное. В целом можно сказать, что тем, кто ожидает увидеть декорации в виде оливковых деревьев и извергающего пламя царства Аида, данная постановка вряд ли придётся по вкусу. Но для давних поклонников "Масок" комедия может стать приятным подарком - артисты продолжают оставаться верными себе: всё тот же юмор на грани приличия, всё тот же неимоверный заряд радости и блестящий стихотворный текст Бориса Барского" (Виктория Луначевская, студентка).
"Постановка движений, речи, сцен - все органично,
красиво и, самое главное, неожиданно. Сногсшибательный Фей
Георгия Делиева заставляет смеяться и задуматься о странностях
любви и семейных взаимоотношениях. Работа Георгия вызывает у
меня уважение, восторг и желание не пропустить ни одной новой
его совместной постановки с Борисом Барским. А как остаться
равнодушной к образу бесхребетного, слабовольного и в тоже
время трогательного и смешного Орфея в исполнении Бориса
Барского?! Наталья Бузько в образе Эвридики - воплощение
элегантности, женственности и в то же время требовательной и
властной супруги. Наталья поразила своей эксцентричностью,
красотой игры. Конечно, нельзя не сказать о "людях в черном":
своими танцами они приносят радость и потеху. "Орфей и
Эвридика", как и все спектакли театра "Маски", - воплощение
одесского юмора". (Анастасия Робулец, ученица).
"Авторы спектакля хотели сделать из него полу-шоу, полу- мюзикл. И это у них получилось. Весь спектакль сопровождается вокальными номерами, яркими шутками и потрясающе спешными танцами, за них отдельное спасибо артистам, исполняющим танцевальные партии, которые в шутку назвали себя группой "ритуального танца". Еще хочу отметить простые, но замечательно обыгранные декорации. Спектакль "Орфей и Эвридика" - это картинка нашей реальной жизни, в которой даже у героев древнегреческих мифов появляются такие же проблемы, как и у простых смертных. Спектакль отыграли на высшем уровне". (Мария Ляшик, школьница).
Самое удивительное и замечательное качество этого спектакля, как, впрочем, и всего театра "Маски", - это творческая неугомонность его лидеров и актеров. За 27 лет существования в профессиональном статусе (а ведь до этого были еще годы в самодеятельности), добившись редкостного сочетания официального признания и истинно народной любви, Г. Делиев и его коллеги не утратили ощущения радости и удовольствия от самого процесса пребывания на сцене. И эта радость, это удовольствие передается зрителям.
На спектаклях "Масок" (и "Орфей..." - очередное тому подтверждение) начинаешь смеяться буквально с первого появления артистов и не прекращаешь до конца представления (а нередко и после). Всегда приятно наблюдать, когда талантливые люди "балуются" на сцене. А "Маски" именно что "балуются" - на высшем уровне профессии.
Уж на что, казалось бы, "служебная" роль у "людей в черном" или "группы ритуального танца" - только несколько безмолвных выходов, но Александр Постоленко, Михаил Волошин и Игорь Малахов исполняют свои танцы с такой иронией (внешне оставаясь при этом абсолютно серьезными), что зал сопровождает каждый их выход восторженными аплодисментами.
Как всегда, ослепительно хороша и уморительно забавна эксцентричная звезда театра Наталья Бузько. У нее, пожалуй, самая трудная роль: ведь что может быть банальней образа сварливой супруги, которая устраивает мужу сцены по любому поводу, а если гоняется за ним, то с непременной скалкой?! Но хрупкая внешность актрисы уже сама по себе создает необходимый контраст, а мастерства ей тем более не занимать.
Поистине феерически выглядит в роли Фея Георгий Делиев. Его перевоплощения, особенно в финале спектакля, где артист блистательно пародирует сценических эпигонов Верки Сердючки, уморительны до колик. Но описать это нет никакой возможности, сие нужно видеть.
Ну и наконец Борис Барский - автор и исполнитель главной роли в одном лице. Не знаю, согласятся ли с этим утверждением знатоки-литературоведы, но, на мой взгляд, после смерти Леонида Филатова именно Борис является лучшим автором иронико- стихотворных переложений классических сюжетов. В "Орфее...", где достаточно фривольна сама тема, а также используется немало "сильных" выражений, он умудряется тем не менее нигде не перейти границ хорошего вкуса. Актерски же образ "восставшего подкаблучника" создан просто безупречно...
В этом месте в традиционной рецензии полагалось бы указать на отдельные недостатки спектакля и пожелать его авторам усовершенствовать свою работу. Но что делать, если сам рецензент и на генеральной репетиции, и на премьере смеялся вместе с залом от первой до последней минуты. А также мог убедиться, что авторы и без подсказок со стороны улучшают свое детище, делают его еще более веселым и заразительным.
Остается только пожалеть, что "Маски" (возможно, в силу существующего до сих пор предубеждения к малым жанрам) в театральном процессе нашего города находятся как бы на периферии внимания. Хотя невозможно назвать иной театральный коллектив, который бы с такой регулярностью выдавал столь отменные спектакли.
Полосу подготовил
Александр ГАЛЯС.
Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.