Номер 44 (634), 25.10.2002

ПОД ЗНАКОМ "МОЛОДОСТИ"

Впервые за последнее время право открыть очередной, уже 32-й, киевский международный кинофестиваль "Молодость" было предоставлено украинскому фильму. Церемонию открытия крупнейшего кинофорума в Украине венчала на сцене национального дворца "Украина" премьера исторического фильма "Богдан Хмельницкий" в постановке киевского кинорежиссера, одновременно директора киностудии им. Довженко Николая Мащенко. Это не оказалось единственной премьерой украинского кинопроизводства. В дни "Молодости" был показан и новый фильм киевлянина Сергея Маслобойщикова "Шум ветра", а также две совсем новые картины, созданные на Одесской киностудии: "Чеховские мотивы" Киры Муратовой и "Вышивальщица в сумерках" Николая Седнева. Поэтому факт если не возрождения, то, по крайней мере, хоть какого-то движения в украинском кинематографе, переживающего который год период затяжной депрессии, не мог не внушать надежд. Однако только здесь, в насыщенной и разнообразной международной программе киевского фестиваля, можно было прочувствовать и понять, каково положение нынешнего украинского кино на общемировом кинопросторе, а вместе с ним – и всей нашей Украины на пестрой карте мира.

Ежегодно кинофестиваль "Молодость", следуя своей уникальной специализации, открывает новые имена молодого кино мира. А заодно пытается, вопреки непростой ситуации, сложившейся в украинском кинопроизводстве, презентовать с помощью фестиваля и украинское кино. Поэтому не было ничего удивительного в том, что для церемонии открытия был отобран последний украинский фильм, амбициозно претендовавший на роль исторического ukrainian блокбастера. Об одном только бюджете фильма в киношных кругах ходят умопомрачительные слухи, а в целом над картиной работали 18 тысяч человек!!! Что и внушало определенные подозрения еще до начала фильма. И вскоре они подтвердились. Желание делать кино с наполеоновским размахом в нищей стране обречены на провал изначально. Поэтому, несмотря на то, что уже на открытии фестиваля Николаю Мащенко торжественно вручили специальный приз "Молодости" за вклад в киноискусство, факт отбора "Богдана Хмельницкого" для церемонии открытия напоминал лишь дань уважения человеку, благодаря энергии и энтузиазму которого киевский кинофестиваль тридцать два года назад появился на свет. Время показало, насколько все изменилось, и традиции снимать масштабные проекты в духе семидесятых, с плохим звуком, актерами – приверженниками системы Станиславского и наигранными интонациями при озвучке, стали напоминать разве что кинокомедию. Да не обошлось и без помощи польского друга Ежи Гофмана, с легкой руки которого после "Огнем и мечом" украинские режиссеры могут смело закрывать эту тему нашей истории раз и навсегда. Так что, чего скрывать, нелегкая доля выпала Николаю Мащенко, которому пришлось услышать на своем фильме издевательские аплодисменты зрителей в ряде недвусмысленных моментов. А таковых в этом фильме, на треть состоящем из лихих скачек под пулями и взрывами переодетых в казаков конных каскадеров, оказалось достаточно. Когда же в кадре на обширную панораму из убиенных казаков и виселиц вдруг легла тень от съемочного крана, то громкий возглас с галерки: "Мащенко – лучший!!!" – возвестил об отношении благодарных отечественных зрителей к любимому режиссеру. Зарубежные гости безмолствовали и, по рассказам очевидцев, после фильма пытались найти ответ на вопрос: так почему же, в конце-концов, украинцы воевали с поляками?

Так есть ли оно – будущее у нашего многострадального украинского кино и каковым оно будет в общемировом масштабе? Этот вопрос ненавязчиво всплывал в дни фестиваля не раз. Как и поиски ответа на него.

(Продолжение в следующем номере.)

Олег МЕЛЬНИЧУК,

Киев-Одесса.

На фото: фрагмент из фильма Николая Мащенко "Богдан Хмельницкий".