Номер 42 (1386), 10.11.2017
Выпуск нового спектакля Украинского театра "Полет в ритме танго" драматически совпал с уходом из жизни многолетнего художественного руководителя театра Игоря Равицкого.
Яркое и жизнерадостное это представление демонстрирует незаурядный творческий потенциал труппы, сформированной и выпестованной Мастером за почти тридцатилетний период руководства театром.
Популярность аргентинского танго во всем мире сегодня очень велика, и почти вся премьера в Украинском музыкально-драматическом театре проходит под звуки музыки Астора Пьяццоллы - эффектно, выразительно, страстно.
Бывалые танцоры утверждают, будто танго - это как секс, только лучше. Им виднее! Иной раз смотришь со стороны на их жизнь, да это же сплошные турниры, мастер-классы, милонги, фестивали, еще вот эту глиссаду отточим, еще с таким авторитетом спляшем, на секс, наверное, и сил никаких не хватает уже. В древних культурах при помощи танца люди молились, сегодня, кажется, убегают от реальности.
По мысли режиссера, балетмейстера, автора идеи и сценической версии постановки "Полет в ритме танго" Татьяны Борисовой (в 2013 году она поставила на этой же сцене музыкально-пластический спектакль "О любви... без слов"), мы сегодня даже не бежим, а летим от своих проблем, но иногда в аэропорту представляется вынужденный повод остановиться, оглянуться и что-то переосмыслить. Ведь наш жизненный полет может не только оказаться отложенным, но и вовсе прерваться (с одной из героинь именно такое и происходит). Согрел душу герой Богдана Паршакова, одессит, который тягостное ожидание авиарейса использует для воспоминаний о детстве, дружеских застольях-посиделках с песней о Мишке-одессите - куда все это девалось, куда летит он, зачем? Куда все они летят? Солдатики - к месту службы, мужья - к женам, любовники - к любовницам, пожилые супруги, наверное, на совместный отдых...
Однако наша жизнь состоит не только из встреч, но и из утрат - останавливается сердце героини заслуженной артистки Украины Дианы Малой, горестно замрет подле нее супруг (заслуженный артист Украины Игорь Геращенко), а танцевать станут юные дублеры, те, какими были они прежде, на заре их любви, и эффектный уход сквозь аэропортовскую рамку, словно в портал, заставит прослезиться многих... Наши актеры оказались в хороших руках и вышли на новый уровень, уютно обосновались в некой танго-реальности, возможно, в стране Тангерии, куда и нам всем время от времени неплохо бы сбегать.
- Знаю и люблю этих ребят-артистов, - признается Татьяна Борисова. - Работали мы над постановкой с 4 августа, правда, были какие-то перерывы в работе, лучше было бы без них. Но что делать, наша жизнь сегодня тяжела, для актеров театр - не единственный способ зарабатывать, приходится идти навстречу, согласовывать графики.
В этом спектакле прекрасны все - и заслуженные артисты Украины Яков Кучеревский, Нинель Наточая, Ольга Петровская, чьи номера - спектакли в спектакле, и молодые исполнители. Красивейшие актрисы Ирина Бессараб, Марина Климова, Виктория Остапенко работают так, будто с пяти лет из танцкласса не выходили! Им под стать партнеры: Никита Быканов, Вадим Головко, Максим Линник, Владимир Романко, Александр Станкевич... Каждый участник "Полета..." великолепен, и тем больше заслуга, раз приходится разрываться между театром и съемками, ведением корпоративов, семьи-то кормить надо, не утанцуешь...
Слов совсем немного: звучащие в записи стихи, песни об Одессе. Остальное говорят жесты, танец, скольжения, повороты... Спектакль получился откровенно дорогим (одной бальной обуви и костюмов сколько приобретено!). Но ни в коем случае не многословным. Наивные люди склонны думать, будто художественное кино - это непрерывно что-то вещающие в кадре артисты, и театр настоящий якобы должен захлебываться в монологах действующих лиц. А вот и нет! Сегодня со всех сторон на нас наползает столько текстов, что многословие ни в чем не убеждает. Иммунитет у публики к слову и тексту, прививки хорошие были! Кино - это то, что видно в кадре, театр - это действие на сцене. Слова часто попросту мешают.
- На мой взгляд, сегодня каждый увлечен какой-то темой, чтобы отвлечься от каждодневных событий, - говорит Татьяна Борисова. - Хобби помогает совершить этот побег от реальности. В самом начале спектакля герой надевает наушники, включает любимую музыку... и все начинает происходить в ритме танго. Не могу сказать, что артисты после работы со мной будут танцевать импровизационно, как настоящие тангерос, я прилагала усилия к основным позициям ног, корпуса. Пластически сыграть спектакль гораздо сложнее, чем речево, и первична здесь музыка, она рождает эмоции, эмоции рождают танец...
Танго - это действительно способ убежать от проблем, и один из самых красивых способов. И таким оно было всегда, в нем протанцовывали свои судьбы, обращаясь таким образом к высшим силам: продлите страсть, дайте выход любви, верните счастье!.. Напомним, что в 2001 году на этой же сцене в спектакле Гедрюса Мацкявичюса по гофмановской "Принцессе Брамбилле" Татьяна Борисова была балетмейстером. Там тоже было танго Джачинты и Джилио, нереальное, сказочное, чтобы не разрушить атмосферу изящной старины, но передать страстное увлечение героев. Наши артисты во многих спектаклях танцуют танго вполне эффектно. Делали они это и в спектакле "О любви... без слов". Но на такую высокую степень танцевального мастерства поднялись впервые. Любого хоть на международный турнир по аргентинскому танго отправляй! Ножки партнерш, словно крылья бабочек, порхают где-то высоко над сценой, парни эффектны, сильны и надежны, вертят дам в воздухе, и при этом каждый эпизод-номер внятно рассказывает истории.
О чем же они? Например, о бешеной ревности, вызванной встречей спутницы со старым другом в аэропорту. О том, как весело выплескивать молодую энергию в "Кумпарсите", аранжированной в духе хип-хопа, - взрослые страсти еще впереди, это лишь разминка! О царственной телезвезде (Нинель Наточая), которая способна очаровывать сразу трех партнеров, остальных присутствующих одаривать гордым наклоном головы, ослеплять блеском страз на сумочке, а в паузах еще и автографы раздавать. И даже о материнской любви - героиня Ольги Петровской липнет и липнет к взрослому сыну, пытается оградить его в танце от взрослой жизни, ощутимо боится, но все же решается отпустить от себя...
Удовольствие от спектакля хочется длить и дальше, и очень жаль, что отдельных и долгих танцевальных номеров нет у "стильного чувачка" в исполнении Валерия Швеца, у нервного бизнесмена (Евгений Юхновец). С другой стороны, их мини-истории так ярко рассказаны средствами выразительности драматического театра... Ну, значит, в следующей работе Татьяны Борисовой Швец и Юхновец потанцуют побольше. Очень ждем!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.