Номер 41 (837), 20.10.2006

МЫСЛИ ПО ПОВОДУ

СВОБОДА ТРАТИТЬ ИЛИ ЭКОНОМИТЬ

Деньги в современном обществе – предмет размышлений профессора Ревекки Фрумкиной

Невозможно жить, не думая о деньгах. Тем более, что мы принадлежим к первому поколению, которое живет в обществе, покончившем с товарным дефицитом. Отныне большинство товаров есть в довольно-таки обширном ассортименте, хотя нельзя сказать, что можно найти все, притом – и это особенно важно – одновременно на любой вкус и любой кошелек. Однако в основном дело все же за деньгами...

Но даже вполне обеспеченные люди постоянно думают о том, как разумнее распорядиться средствами. Так дело обстоит во всем мире. Почему? В частности, потому, что есть пласты жизненной практики, которые открываются по мере увеличения доходов, и тогда денег не хватает опять.

В далекой Австралии у меня есть друг – молодой доцент университета. Ему не хватает денег на вертолет. Вертолет был бы ему весьма кстати, поскольку отец его владеет большой фермой и нуждается в помощи, но туда надо полдня добираться – время же, как известно, тоже деньги.

Кардинально изменилось представление о необходимом потребительском минимуме, потому что время стало рассматриваться как деньги не немногими, а большинством успешной молодежи. И то, что я не считаю для себя возможным заказывать еду по телефону, есть всего лишь факт моей персональной биографии: это не вообще дорого – кстати, показательно, что понятие "дорого" изменилось, – это дорого для меня. Зато это недешевое удовольствие оказывается экономным для молодой матери с малыми детьми и мужем, находящимся в разъездах, хотя семья эта не так уж и благоденствует. Потому что содержать постоянную няню еще дороже, а чтобы без машины приволочь домой тележку, набитую пакетами с молоком и соками, детским питанием и баночками с йогуртами на несколько дней, нужны немалые силы: ведь рядом будут плестись дети, у одного пуговица расстегнулась, у другого из носа потекло. Попробуйте после такого "похода" сесть за ответственную работу – даже если это всего лишь важные переговоры по телефону...

Вполне актуальным для нас стало так раздражающее старшее поколение "престижное потребление". Этот феномен лишь отчасти сводим к расхожей русской фразе "все, как у людей". Ведь при нынешней потребительской свободе "как у людей" для одних может значить "как в фильме с Николь Кидман" или "как в журнале "Мезонин", для других – "не хуже, чем у соседа/коллеги по работе", для третьих – "как у бывшего одноклассника (ныне живущего в городе Ганновере)".

Кстати, обычно считается, что престижное потребление предполагает зрителя. И тогда – зачем дорогой фарфор тому, кто не устраивает приемов? А затем, что все детство он или она пили из щербатых кружек и ели на исцарапанных тарелках. Теперь мы будем утром пить кофе из настоящей английской кружки, а вечером заваривать чай в чайнике фирмы Розенталь.

Но ведь это славно – молодое поколение эстетизирует повседневный быт, а не поселяется временами в витрине для гостей, дабы потом опять класть бутерброд прямо на клеенку, минуя тарелку. Молодое поколение экономит на одном, не мелочится в другом – и таким образом живет. Оно вовсе не выбирает "Пепси". Оно выбирает свободу. Свободу экономить или тратить свои деньги.