Номер 41 (837), 20.10.2006
МЫСЛИ ПО ПОВОДУ
Деньги в современном обществе предмет размышлений профессора Ревекки Фрумкиной
Невозможно жить, не думая о деньгах. Тем более, что мы принадлежим к первому поколению, которое живет в обществе, покончившем с товарным дефицитом. Отныне большинство товаров есть в довольно-таки обширном ассортименте, хотя нельзя сказать, что можно найти все, притом и это особенно важно одновременно на любой вкус и любой кошелек. Однако в основном дело все же за деньгами...
Но даже вполне обеспеченные люди постоянно думают о том, как разумнее распорядиться средствами. Так дело обстоит во всем мире. Почему? В частности, потому, что есть пласты жизненной практики, которые открываются по мере увеличения доходов, и тогда денег не хватает опять.
В далекой Австралии у меня есть друг молодой доцент университета. Ему не хватает денег на вертолет. Вертолет был бы ему весьма кстати, поскольку отец его владеет большой фермой и нуждается в помощи, но туда надо полдня добираться время же, как известно, тоже деньги.
Кардинально изменилось представление о необходимом потребительском минимуме, потому что время стало рассматриваться как деньги не немногими, а большинством успешной молодежи. И то, что я не считаю для себя возможным заказывать еду по телефону, есть всего лишь факт моей персональной биографии: это не вообще дорого кстати, показательно, что понятие "дорого" изменилось, это дорого для меня. Зато это недешевое удовольствие оказывается экономным для молодой матери с малыми детьми и мужем, находящимся в разъездах, хотя семья эта не так уж и благоденствует. Потому что содержать постоянную няню еще дороже, а чтобы без машины приволочь домой тележку, набитую пакетами с молоком и соками, детским питанием и баночками с йогуртами на несколько дней, нужны немалые силы: ведь рядом будут плестись дети, у одного пуговица расстегнулась, у другого из носа потекло. Попробуйте после такого "похода" сесть за ответственную работу даже если это всего лишь важные переговоры по телефону...
Вполне актуальным для нас стало так раздражающее старшее поколение "престижное потребление". Этот феномен лишь отчасти сводим к расхожей русской фразе "все, как у людей". Ведь при нынешней потребительской свободе "как у людей" для одних может значить "как в фильме с Николь Кидман" или "как в журнале "Мезонин", для других "не хуже, чем у соседа/коллеги по работе", для третьих "как у бывшего одноклассника (ныне живущего в городе Ганновере)".
Кстати, обычно считается, что престижное потребление предполагает зрителя. И тогда зачем дорогой фарфор тому, кто не устраивает приемов? А затем, что все детство он или она пили из щербатых кружек и ели на исцарапанных тарелках. Теперь мы будем утром пить кофе из настоящей английской кружки, а вечером заваривать чай в чайнике фирмы Розенталь.
Но ведь это славно молодое поколение эстетизирует
повседневный быт, а не поселяется временами в витрине для
гостей, дабы потом опять класть бутерброд прямо на клеенку,
минуя тарелку. Молодое поколение экономит на одном, не
мелочится в другом и таким образом живет. Оно вовсе не
выбирает "Пепси". Оно выбирает свободу. Свободу экономить
или тратить свои деньги.