Номер 40 (836), 13.10.2006

БАНК "ПОРТО-ФРАНКО" – СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Одесский банк "Порто-Франко" один из первых начинал банковское дело в независимой Украине в 1991 году. И сегодня продолжает успешно обслуживать клиентов. О секретах своего дела с нами поделился председатель правления акционерно-коммерческого банка "Порто-Франко" Вячеслав Васильевич Воловик.

ЭКСКЛЮЗИВНАЯ УСЛУГА

— Вячеслав Васильевич, по вашему мнению, улучшились ли условия для развития банковской системы Украины по сравнению с первыми годами независимости нашего государства?

— Условия значительно улучшились как внутренние, так и внешние. С точки зрения экономики, появилось больше свободы. С другой стороны, усилилась конкуренция. В связи с этим рождаются новые идеи, новые подходы в работе с клиентами, новые услуги.

— Вы первыми ввели кредитование без залога. Как долго эта услуга была эксклюзивна?

— Почти 9 месяцев. Потом появились другие финансовые учреждения с предложением подобного рода.

— Насколько же надо быть уверенным в своих клиентах, чтобы кредитовать без залога?

— Прежде всего, мы доверяем своим клиентам. Это дело чести. Если кредит моряк не возвращает, то в первую очередь страдает его репутация. В Украине начинают активно свою работу "бюро кредитных историй", в которых аккумулируется информация о должниках. Должника не выпустят из страны за границу, при приеме на работу компанией – работодателем его "кредитная история" будет служить дополнительной рекомендацией,

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

— Кроме моряков, какой контингент клиентов вы еще обслуживаете?

— Сегодня профильным направлением для нас является обслуживание морского сектора. Но наряду с моряками и членами их семей нашими услугами пользуются пенсионеры, врачи, служащие. С нами работают средний семейный и крупный бизнес. Кроме отечественных клиентов у нас держат депозиты также иностранные граждане США, Греции, Мальты, Кипра, Германии. Особой популярностью пользуются денежные переводы иностранным студентам, обучающимся в вузах Одессы.

— Вам уже 15 лет. Существуют ли привилегии для постоянных клиентов?

— Конечно. Для постоянных клиентов, обслуживающихся у нас больше полгода, мы предоставляем специальные условия. Существуют определенные программы лояльности для наших клиентов. Сокращаются сроки рассмотрения кредитных заявок, уменьшаются ставки по кредитам, увеличиваются по депозитам, оказываются дополнительные услуги по страхованию. Наши клиенты всегда могут получить бесплатную финансовую и юридическую консультации по любым интересующим их вопросам. Индивидуально работая с клиентами, мы можем предложить самые разные варианты обслуживания в зависимости от потребностей и пожеланий клиента. Непременное условие – клиенту должно быть удобно и выгодно. Такой подход также актуален не только для семей, но и для частного бизнеса. Помощь в организации денежных потоков, способы планирования финансов, тонкости пользования кредитом – именно такого рода сотрудничество с клиентом является нашей особенностью. Это как в аптеке: человек покупает сам лекарство и лечится сам или доверяет домашнему доктору, который организовывает лечение. Разница в том, что для домашнего доктора главное не продать лекарство, а чтобы клиент был здоров.

СЕРОЕ В ОДЕССЕ НЕ РАБОТАЕТ

— Говорят, в Одессе свое уникальное ведение банковского дела?

— Одесское ведение дела отлично от других городов. И коллеги-банкиры, приезжая к нам, это отмечают. У нас по-другому ходят по улицам. У нас самые красивые женщины. У нас ценят чувство юмора. У нас смотрят на человека. И в банке подход не формальный, а индивидуальный, человечный. В Одессе все серое перестает работать.

— Изменились ли изначальные принципы вашего банка с течением времени?

— Практически нет. Специализацию банка мы протаптывали своим опытом, заложив механизмы, которые работают сейчас. Наш принцип – работать с человеком только индивидуально, а не воспринимать клиента как лицо, заглядывающее в окошко. Мы знаем своих клиентов, понимаем специфику Одесской области и стараемся обеспечивать именно такое обслуживание, которое необходимо нашему морскому региону. Задача сотрудников банка – сделать каждого вошедшего к нам нашим партнером. Мы должны прийти к человеку, а не он к нам. Самое главное для нас – это партнерские взаимоотношения с клиентами. Мы предлагаем не просто банковские услуги, а свое доброе отношение, заботу о клиентах.

— Что, по вашему мнению, является самой важной составляющей банка?

— Безусловно, самой важной составляющей банка являются его сотрудники. Коллектив единомышленников – это некий ценный капитал, который помогает банку развиваться и совершенствоваться. Я рад, что "Порто-Франко" обладает этим капиталом.

Сегодня во всем мире банковские операции максимально автоматизированы – что, с одной стороны облегчает получение банковской услуги, с другой – полностью обезличивает и лишает возможности человеческого общения. Мы предоставляем возможность клиенту самостоятельного права выбора формы обслуживания. И пусть будут банкоматы, карточки, право выбора формы общения всегда остается за клиентом. Многие наши клиенты, например, предпочитают обслуживаться у известных чуть ли не половине Одессы Екатерины Николаевны Стародубцевой или Людмилы Ивановны Цаплевой. Некоторые из них в этот банк приходили за руку со своими мамами и папами, а теперь ходят самостоятельно в море, но не изменяют семейным традициям. В Одессе всегда работали с людьми. И мы продолжаем эту традицию.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

— Какие времена банка "Порто-Франко" вы считаете самыми тяжелыми?

— Событие, случившиеся в ноябре прошлого года, когда в части здания банка обрушилась крыша. К счастью для нас, тогда никто не пострадал. Это было серьезное испытание прежде всего для коллектива. Но недаром говорят: трудности закаляют. Мы победили все трудности и после их преодоления оказались только сильнее. С гордостью могу сказать – "Порто-Франко" это сила!

На сегодняшний день нами самостоятельно была установлена временная крыша над пострадавшей частью здания, чтобы памятник архитектуры не разрушался, и полным ходом идет подготовка к ее восстановлению.

— А как вы пережили время, когда банки Украины перестали выдавать депозиты?

— Самое интересное, что с крупными депозитами никаких проблем не было. Их владельцы ограничились одним звонком: "Как вы оцениваете ситуацию?" Специалисты банка объясняли клиентам, что ничего страшного не происходит, ситуация стабильная, и их деньги по-прежнему работают на благосостояние их владельцев.

А вот владельцы мелких депозитов поддались панике. С "эффектом толпы" бороться нелегко. Никто ничего не слышит. Кто-то сказал, что нужно забрать деньги – все хотят забрать свои деньги. В принципе, понять людей можно. Всю жизнь копили, и в одночасье потерять все обидно. В отличие от других банков, в которых была прекращена выдача депозитов, мы остались со своими клиентами, просто установили "потолок" выдачи депозитов, но не переставали их выдавать.

— Как и кто сейчас определяет политику банка?

— Конечно, прежде всего, наши клиенты – ситуации, возникающие у них в повседневной жизни, их пожелания, оказывают влияние на политику банка. Свою коррекцию также вносят требования НБУ. Ну, а далее политику банка корректируют люди, управляющие им.

СТАВКА – ЭТО ИНДИКАТОР

— Что вы можете сказать о ставках по кредитам на сегодняшнем рынке? Какова процентная ставка в "Порто-Франко"?

— Как правило, при установлении ставки по кредиту все банки Украины ориентируются на учетную ставку НБУ, которая сегодня составляет 8,5 %, а также на процентную ставку по депозитам, по которой банки привлекают средства.

Что касается нас, то по депозитам банк "Порто-Франко" находится в середине рынка. По кредитам – в нижней части среднего рынка. На сегодняшний день у нас одна из самых низких ставок на рынке беззалогового кредитования.

Ставка – это своеобразный индикатор, который очень зависит от многих факторов, в первую очередь от рыночной ситуации и наличия у банка свободных ресурсов. Наш банк старается ориентироваться на возможности клиента. Например, на кредитование под залог процентная ставка в нашем банке устанавливается в индивидуальном порядке. Режим погашения также наши специалисты подбирают индивидуально. Кто-то не может сразу заплатить всю сумму по кредиту и погашает кредит частями. Другому удобно сразу рассчитаться с банком. Мы ценим своих клиентов и остаемся верными своему принципу работы – индивидуальный подход к каждому из них.

АМЕРИКА, ЕВРОПА, УКРАИНА

— Вячеслав Васильевич, как вы думаете, чем отличается банковская система Украины от Европы и Америки?

— Я побывал во многих странах. И хочу сказать, что отличий много. Зачастую отличия диктуют сами клиенты, их уровень и ритм жизни, менталитет. В зависимости от всего этого, клиент требует особого отношения к своим финансам. Американцы, с их бешеным ритмом жизни, привыкли к безликости в обслуживании и к максимальной автоматизации всех процессов, не только банковских. На Западе также привыкли находиться в постоянном состоянии кредита. Долг для них нормальная вещь. Украинский менталитет ориентируется на принцип "не быть никому должным". Мы только привыкаем к кредитам, к удобству и возможностям, которые открываются перед нами вместе с приобретением кредита. Отдых и путешествия, улучшение жилищных условий, покупка необходимых и желаемых предметов обихода – это тот неполный перечень желаний, легко удовлетворяемый посредством кредита. В нашей стране пока не принято планирование жизни на будущее. Но, я уверен, мы к этому придем.

В Европе в отличие от Украины больше банков, специализирующихся на определенном сегменте рынка. Банки выбирают сегмент потребителей, территории, производства и др.

— А на чем специализируется банк "Порто-Франко"?

— Мы рыночный банк. Работаем с рынком. Особое внимание мы уделяем морской специфике нашего города.

— А как насчет конкуренции и сотрудничества с другими банками?

— Конкуренция между банками существует. Но в то же время существует корпоративная солидарность между банками. Коллеги приходят на помощь друг другу делясь знаниями, опытом, деньгами. К примеру, в случае, если возникает необходимость вовремя дать межбанковский кредит.

Сегодня Украина должна быть, как никогда, заинтересована в развитии своей банковской системы. Банковская система – своего рода кровообращение экономики страны.

— Сколько сейчас составляет фонд гарантированных вкладов?

— Сумма, гарантированная фондом возмещения средств постоянно растет. На сегодня она уже составляет 15 тысяч гривен. Наш банк активный участник этого фонда.

— А что можно сказать о рейтинге банка "Порто-Франко"?

— Сегодня рейтинг банков уже не считают по финансовым показателям. Рейтинг рассчитывается по прибыльности, надежности банка. И то, что количество наших клиентов растет, говорит о нашем росте. Также могу сказать, что АКБ "ПОРТО-ФРАНКО" постоянно наращивает портфель активов, обслуживает все большее количество клиентов, обеспечивает все большие доходы своим вкладчикам. Только за два последних месяца финансовый результат банка увеличился почти на 11 %, что подтверждает стремительное развитие и крепкую позицию на финансовом рынке.

СОХРАНИТЬ ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

— Банк "Порто-Франко" находится в здании, которое является памятником архитектуры и которое необходимо реставрировать.

— Да, по охранно-арендному договору мы обязаны его реставрировать. Причем, замечу, что статья расходов на реставрацию в несколько раз превышает арендную плату. Банк тратит много усилий и финансовых средств на сохранение здания, в котором он расположен. К сожалению, у государства нет денег на содержание памятников архитектуры. Но и отдавать в собственность такие объекты государство не готово. Мы вкладываем и дальше согласны вкладывать деньги в его реставрацию, поддерживать его состояние. Ведь это вклад в нашу репутацию, престиж банка. Здание, где сейчас располагается банк "Порто-Франко", как нельзя лучше подходит для финансовых операций. В XX веке в нем располагалось общество взаимного кредита, аналог сегодняшних банков. Хочу верить, что в Украине наступит время, когда государство определится, в состоянии ли оно само финансировать поддержание в надлежащем неаварийном состоянии памятники архитектуры или все же предоставит возможность другим финансовым структурам следить за их состоянием на правах предоставляемой взамен собственности.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КРИЧАЩЕЙ

— На Западе все крупные предприятия занимаются спонсорской помощью.

— Мы не исключение. Спонсируемая нами команда регби в этом году заняла 2-е место на чемпионате Украины. В прошлом – третье. Команда молодая, создана на энтузиазме. Мы решили ее поддержать. И ребята оправдали наши надежды. Помогаем мы и ветеранской футбольной команде. Буквально на днях детская команда знатоков "Южане – Порто-Франко", которую финансово поддерживает наш банк, победила в отборочном туре интеллектуальной игры "Брэйн-ринг" и вышла в финал.

Что касается культурных мероприятий, то нами оказывается постоянная поддержка Одесскому национальному филармоническому оркестру под руководством Хобарта Эрла. Для рассмотрения предложений о благотворительности у нас создан комитет спонсорской поддержки. Каждое предложение о помощи мы проверяем. Не думаю, что благотворительная помощь должна быть кричащей. Зачем здесь реклама. Просто помоги.

ЗАЩИЩЕНЫ НА ВСЕ 100

— Вячеслав Васильевич, современная техника шагнула очень далеко, какие технические средства вы используете для обслуживания клиентов?

— Нами активно используется интернет. У нас есть свои сайты. Через каналы связи клиент, находясь в любой точке мира, может общаться с нами. Это значительно сокращает время перевода денег и позволяет нашим клиентам получать ожидаемые деньги уже на следующий день после их отправки.

— А насколько защищены ваши сайты?

— Постоянно работают защиты сайтов. Хочу сказать, что атаки хакеров были, но пока безрезультатно. Естественно, приходится следить за новыми технологиями.

— Взаимодействуете ли вы со страховым бизнесом?

— Взаимодействие со страховым бизнесом у нас самое тесное. Замечу, что банковская культура общего страхования растет во всем мире. Мы предлагаем своим клиентам страхование различных операций. Страховые организации – наши партнеры по рынку, обеспечивающие другую сторону работы с клиентом.

— Вы сказали, что главный капитал банка – это сотрудники. Но ведь свои кадры надо еще подготовить?

— Да, самое главное в банке – люди, команда единомышленников, которая понимает друг друга с полуслова, полувзгляда. Далеко не каждый может справиться с возложенным на него делом. Для этого нужны знания и практика. Я преподаю в университете им. И.И. Мечникова в институте экономики, математики и механики, созданном на базе мехмата. Читаю лекции для студентов группы НПО. С 4-го курса у студентов начинается практика, которую они проходят в нашем банке. Несколько выпускников уже остались у нас. Так что кадры готовим себе сами.

— Планируете ли вы открытие банковских отделений в других городах?

— У нас три отделения в Одессе и одно в Ильичевске. Наши клиенты просят открыть отделение в Южном и Измаиле. Но это не такое простое дело. Прежде всего, нужно найти и воспитать такого человека, который будет развивать созданное отделение. Используя опыт, полученный в Ильичевске, думаю, мы в скором времени откроем отделения в этих городах.

Банку "Порто-Франко" 15 лет – солидный срок. За это время он подтвердил свой статус надежного кредитно-финансового учреждения, сохраняющего лучшие традиции банкирских домов, приобрел своих клиентов, которым продолжает оказывать помощь в финансовых операциях, опираясь на принципы партнерских взаимоотношений с клиентами.

Интервью брала Инна ИЩУК.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.