Номер 25 (970), 3.07.2009

НЕПРОСТАЯ СЫТАЯ ЖИЗНЬ

Если вы подъезжаете к Амстердаму на комфортабельном скоростном поезде, то до последних минут почти не ощущаете, что вот-вот окажетесь в центре мегаполиса. За окном мелькают поля, перерезанные речушками и каналами, традиционные для голландского пейзажа дамбы и мельницы, аккуратненькие селения, о которых наверняка не скажешь - деревушка ли это из двух улочек, старинный ли городок. Все ухожено и очень похоже.

Но вот экспресс въезжает в здание Центрального вокзала, огромного неоготического строения, появившегося здесь 120 лет назад. Вы выходите на небольшую площадь. Вокруг снуют трамваи. Рядом - станция прогулочных катеров и стоянка такси, мост, ведущий на другой берег канала. С вокзала стоит пройтись пешком. Так вы сразу окунетесь в бурлящую жизнь этого города, мало похожего на большинство городов старой Европы.

Протолкавшись несколько десятков метров сквозь разноязыкую толпу (туристов сюда ежедневно и ежечасно прибывает тысячи), обернитесь, чтоб еще раз взглянуть на внушительный фасад вокзала. Ибо очень скоро вы можете увидеть в городе очень похожее здание, в котором вольготно разместился Государственный музей. Куда бы вы ни пошли дальше, вас поджидают живописные уголки старого Амстердама: каналы, утопающие в зелени, и их более широкие собратья, по которым деловито снуют лодки и катера. Впрочем, на узких тротуарах стоит быть внимательным. Велосипедистов здесь не меньше, чем пешеходов. Несмотря на дефицит площади, велосипедные стоянки повсюду. Говорят, что у каждого из 16 миллионов голландцев есть хотя бы по одному велосипеду. За модой они не гонятся и прекрасно обходятся старенькими веломашинами, считая, что у таких меньше шансов быть украденными.

Даже если вы не бывали в Амстердаме, а лишь мельком видели фото этого города, наверняка обратили внимание на высокие узкие фасады его домов. Все дело в том, что, получив городские права еще в конце XIII века, Амстердам постепенно становится одним из крупнейших портов в регионе, а после завоевания независимости от Испании - еще и одним из важнейших финансовых центров мира. Сюда потянулись многочисленные переселенцы с того же Пиренейского полуострова, основав крупные торговые компании, промышленные предприятия, судоверфи. Вспомните, что именно сюда приезжал Петр Первый учиться ремеслам и потом стал приглашать голландских мастеров в Россию. Словом, огромное значение Амстердама и предопределило высокую стоимость жизни в этом не очень-то удобном месте. Вплоть до 17-го века городское управление выдавало участки под строительство домов с шириной фасадов от 5 до 8 метров. Фасады, естественно, глядели на речушки и каналы и росли вверх, достигая 6-7 этажей. Поэтому сохранилась сплошная застройка старого города в 2-3 окна шириной. Встречаются и уникальные здание в одно окно. Есть тут и свои рекордсмены.

Я остановился в старинной гостиничке на канале Сингел. Неподалеку оказался дом номер 7 с самым узким фасадом в Амстердаме - 1,8 метра. Правда, дальше здание построено конусом и расширяется почти до 8 метров. А вот на другой улице есть совсем крошечный дом, имеющий ширину 2 и глубину 6 метров. Местные знатоки спорят, какой из этих объектов считать истинным рекордсменом. Для туриста это не столь важно. Просто интересно увидеть такие необычные дома. Удивляет нас и наличие мощных балок, торчащих под каждой крышей. Это не ошибка строителей. В узеньких домах и лестницы чрезвычайно узкие. Потому мебель и другие громоздкие предметы здесь можно внести в квартиры только с помощью грузовых балок-лебедок исключительно... через окна.

Участки вдоль каналов были дорогими всегда, но нынче они особенно дороги. Здесь давно не селится простой люд. Большую часть домов занимают гостиницы, офисы, иностранные представительства. Конечно, тут проживают и небедные люди. Но куда больше удивляют жилища иного рода - лодки. Только каналы, ставшие главными судоходными артериями города, свободны от таких лодок. В большинстве же каналов насчитывается до двух с половиной тысяч подобных жилищ. Возникла эта тенденция после Второй мировой войны, когда жилья катастрофически не хватало. Но для многих семей и в дальнейшем покупка хорошей квартиры оставалась мечтой. А привычка жить в лодке сохранилась. Тут есть два типа лодок. Сделанные из дерева или железа должны каждые два года проходить инспекцию на верфи, а более новые псевдолодки, сделанные из бетона, имеют постоянную прописку. Впрочем, перемещаться на жилых лодках нельзя. Внутри я не был, но предполагаю, что жилье это не из самых комфортных. Тем более, что все отходы из них идут в канал. Рядом то и дело проплывают катера и шумные компании молодежи на скутерах. Скучно не бывает до самой ночи.

Но именно такие необычные вещи и создают своеобразие Амстердама. Есть тут и нешумные уголки с маленькими пешеходными мостиками и даже небольшими площадями. Если прокатиться по водным артериям города на прогулочном катере, вы увидите островок на реке Амстель, с которого и начинался Амстердам. А еще - несколько сохранившихся старинных мельниц, монументальное здание Португальской синагоги, вокруг которой вырос целый деловой квартал средневекового города; стоящее прямо в воде и имеющее форму огромного корабля мореходное училище, построенное почти два века назад на сваях над водой здание самого большого в Европе китайского ресторана. Проплывете мимо домов, где жил Рембрандт, где творили другие известные голландские мастера. Если же у вас окажется время сходить в местные музеи, то их количество и разнообразие поначалу собьет вас с толку. Одних только художественных галерей и мемориалов - десятки. Есть музей мореплавания, исторический, дом-музей Анны Франк с трогательным памятником перед ним, напоминающим о трагических годах фашизма. Но есть и фривольные места, которые привлекают иностранцев не меньше, чем богатая история и культура страны.


Валлен - едва ли не самый известный среди туристов район Амстердама. Многие называют его "кварталом красных фонарей", сами голландцы - "розовым кварталом". На самом деле это - целый район, где, кроме сидящих в подсвеченных окнах женщин, можно найти массу баров и клубов, секс-шопы и секс-музей. В здешних кафе, пишущихся через два "фф" продают экстази и различные товары с коноплей. От сигарет до конфет, леденцов и чая. Легкие наркотики в Голландии в законе. И отведать этой отравы охотно приезжают искатели приключений со всей свободной Европы. На улицах встретишь порой таких подозрительных типов и такие разухабистые компании, что так и хочется перейти на другую сторону. Но молодежь особо не стесняется. Горлопанят, покуривают травку, запивая пивом. Все в рамках закона. Но такой Европы у нас мне бы не хотелось. Как, впрочем, и вполне цивильно выглядящего квартала развлечений и разврата. Просто пройтись и поглазеть на местные порядки занятно. Но я уверен, что здесь бурлит своя закулисная жизнь с непростыми отношениями, замешанными на криминале. Эта сторона супердемократических нравов Амстердама и в Европе воспринимается неоднозначно. Но бизнес вокруг этого района делают немалый. В любой сувенирной лавке вы легко найдете целый ворох товаров с той же коноплей или же рекламирующих людские пороки.

Удивительно, что при таком обилии соблазнов голландцы остаются довольно спортивной нацией. Особенно они любят велоспорт, греблю и коньки. Когда морозными зимами замерзают каналы, здесь проводят массовые забеги конькобежцев по таким экзотическим трассам.

Всего за несколько часов можно осмотреть Амстердам ( город по площади относительно небольшой, хоть живет здесь больше 700 тысяч человек) на специальном автобусе с обзорной площадкой на втором ярусе. Едва ли не сразу вам откроется широкий простор площади Дам - центра города, где расположен королевский дворец и где проходят празднования многих знаменательных дат. Дворцу уже 350 лет. А вот монумент жертвам Второй мировой войны появился здесь только полстолетия назад. Вы, конечно же, вспомните, что Голландия - страна тюльпанов, когда увидите уникальный плавучий цветочный рынок. Он существовал рядом с площадью Дам еще до появления на ней королевского дворца. Здесь множество растений от цветоводов Алсмеера, где расположился самый крупный в мире цветочный аукцион.

Еще одна несомненная, но внешне неброская, достопримечательность Амстердама - бриллиантовая биржа. В эпоху великих открытий и завоеваний голландские купцы и мореходы отметились в самых отдаленных уголках планеты. Они основали свои колонии в Америке и Южной Африке, в Азии и на тихоокеанских островах. Они стали одними из главных в мире продавцов алмазов. И бриллиантовые биржи Амстердама откроют вам свои музеи, выставки ювелиров и удивительное разнообразие этих драгоценных камней, которые страстно любят женщины нашей планеты.

Амстердам показался мне городом, созданным для пешеходных или велопрогулок. Автомобилям здесь тесно и неуютно. Явно неординарный город с гордым прошлым и разнообразным настоящим запоминается даже бывалым путешественникам. Каждый находит что-то интересное для себя. И каждому хочется заглянуть сюда еще разок...

Аркадий РЫБАК.

На фото автора:

1) дом №  7 на канале Сингел;

2) типичный фасад с грузовыми балками;

3) плавучий цветочный рынок;

4) "Де Гойер" - одна из четырех сохранившихся в Амстердаме мельниц 17-го века;

5) дом-музей и памятник Анне Франк;

6) Валлен - розовый квартал;

7) в таких кафе свободно продают легкие наркотики;

8) скромное здание бриллиантовой биржи.