Номер 21 (1315), 10.06.2016

НА РЫНКИ ЕС - ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО

После вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговки между Украиной и ЕС перед украинскими предпринимателями и бизнесменами открылись хорошие перспективы выхода на европейский рынок.

Однако пока еще совсем немногие фирмы и компании воспользовались этой возможностью. Во многом - по причине слабого знания условий сотрудничества со странами Евросоюза. Одесские предприниматели не исключение. Помочь им был призван семинар-дискуссия "Как выйти на рынки ЕС", проведенный Представительством Европейского Союза в Украине в партнерстве с Impact Hub Odessa.


- Когда мы говорим о реальности выхода на рынки ЕС, наши бизнесмены недоверчиво качают головой, полагая, что их там никто не ждет, - говорит, основываясь на собственном опыте, руководитель бизнес-направления Impact Hub Odessa Елена Подопригора. - Но дело не в чьих-то ожиданиях, а в наших возможностях, одной из которых является подобная встреча для обмена опытом.

Тем более, что опыт есть, а значит, есть у кого учиться, и есть те, кто готов поделиться своими историями успеха. Одна из таких компаний - "Инфомир" из Одессы, которая уже более 16 лет производит приставки для цифрового телевидения, счетчики электрической энергии, смарт-счетчики с системой удаленного управления и удаленным сбором показаний. Свою продукцию компания успешно экспортирует в Европу и Азию.

- Моя задача - продавать нашу продукцию, - рассказал коммерческий директор "Инфомира" Виктор Артюшенко. - Имея большой опыт, могу четко ответить на вопрос "Как выйти на рынки ЕС?" - заборов нет. Не помню каких-то камней преткновения, которые приходилось обходить для того, чтобы выйти на рынок европейской страны. На самом деле он открыт. И кто хочет выйти на него, может это делать достаточно легко.

Правда, заметил при этом Виктор Артюшенко, необходимо соблюдать два основных условия.

Первое - желание и трудолюбие, второе - доступ к информации и поиск партнера в европейской стране, который поможет войти на этот рынок. Это исключительно важно, поскольку в каждом государстве - свое законодательство, правила, пошлины, дополнительные сертификаты, о которых знает человек, который там живет. И если входить в рынок, имея местного партнера, двери откроются быстрее.

- Мы производим продукцию для крупных компаний, которые ставят на ней собственное имя, - поясняет В. Артюшенко. - Таким образом, мы консолидируем в себе большое количество торговых марок. Для удобства работы мы организовали логистический центр во Франкфурте. Это удобно для наших покупателей, ибо, если их не устроит продукция, ее можно вернуть. Мы развиваем свой сайт, генерируем запросы. Тысяча входящих запросов за месяц превращаются в 250 клиентов.

Еще крайне важно - постоянно развиваться, считает эксперт-практик, учитывать новые тенденции европейского рынка. Так, полтора года назад "Инфомир" начал производить энергосберегающие светильники для улиц - в рамках европейской программы по замене светильников в парках и скверах.

Представление, будто в Евросоюзе нас никто не ждет - не более чем стереотип, подтвердил и член наблюдательного совета Украинского бизнес-клуба Develop Your Business (DYB) Сергей Холодов.

- Это оправдание для тех, кто ждет "манны небесной", не стремясь добиться цели, - утверждает эксперт. - Нас нигде никто не ждет. Все зависит от нашего желания развивать свой бизнес.

Увы, но далеко не всегда наши предприниматели и бизнесмены готовы работать по европейским правилам. Например, если договорились поставить продукцию в пятницу до обеда, то так и нужно сделать, а не в следующий понедельник, чем нередко грешат наши производители. Из-за чего страдает имидж страны. Сегодня Украину в Европе воспринимают как ненадежного поставщика, и необходимо изменить это мнение.

Сергей Холодов обратил внимание еще на один стереотип в представлениях украинского бизнеса: якобы сложно получить сертификацию. На самом деле сертифицировать продукцию должно каждое предприятие, и если эта продукция отвечает определенным условиям, то особых проблем не наблюдается.

Чтобы украинский бизнес был успешен на европейском и мировом рынке, утверждает эксперт, нужно навести порядок у себя дома. Ведь, чего греха таить, многие бизнесы в Украине "поднялись" за счет неуплаты налогов, НДС. Но это время закончилось. Настала пора цивилизованных отношений.

Олег Мирошниченко, бизнес-консультант, бывший эксперт торговой секции Представительства ЕС в Украине, посоветовал предпринимателям воспользоваться электронными ресурсами международного торгового центра и Службы поддержки экспорта. На этих ресурсах можно увидеть, какие условия необходимо соблюсти для успешного экспорта.

- Но в первую очередь нужна организованность, - подчеркивает эксперт. - Да, поначалу вас никто не знает, но следует активно предлагать себя, участвовать в выставках и т. п.

Эксперт по вопросам права ЕС и зоны свободной торговли с Евросоюзом Тарас Качка привел примеры успешного сотрудничества украинского бизнеса с европейским. Так, херсонская фирма экспортирует в ЕС помидоры, В Тернополе выращивают клубнику, фасуют в специальные упаковки и отправляют в Евросоюз. В Мукачево столяр изготавливает детские столы и стульчики, их охотно приобретают в Швейцарии. В Полтавской области выращивают лекарственные травы и поставляют в Германию.

О своем опыте поставки продукции в ЕС рассказал генеральный директор львовской компании "Кондитерская фабрика Ярыч" Олег Климчук.

- Мы начали с выставок в Амстердаме и Кельне, - рассказал предприниматель. - Выставки - это своеобразный пропуск в ЕС. Продавали печенье, зарекомендовали себя. Затем нашли партнеров в Польше, зашли со своей продукцией в сети "Ашан" и "Меркури". Сегодня экспортируем крекеры на сумму более 40 тысяч евро в месяц. Также поставляем печенье в Германию, Китай. Сложнее всего было довести продукцию до стандартов качества. Но мы изначально получили хороший старт, купив предприятие "Нестле".

- Дискуссия была очень полезной, - призналась предприниматель Мария Велихова. - Я получила новые знания, а главное - убедилась в том, что выйти на европейский рынок вполне реально. Конечно, для этого придется приложить много усилий, но перспективы заманчивые.

Еще наших бизнесменов порадовали тем, что в ближайшем будущем на рынке ЕС должна появиться "Новая почта", что облегчит коммерческие отношения и увеличит товарооборот между Украиной и Евросоюзом.

Материалы полосы подготовили Александр ГАЛЯС
и Инна ИЩУК.