Номер 21 (817), 02.06.2006
Будучи студентом ОГУ я часто подрабатывал в летнюю каникулярную пору в пионерских лагерях в качестве старшего пионервожатого. И однажды во время тихого часа услышал интересный разговор мальчишек-шестиклссников. Говорили они о кладах. А потом размечтались о том, что сделали бы, найдя клад. В палате было человек десять и большинство из них сошлись на том, что сделают что-то "для общего блага": построят стадион, школьный плавательный бассейн и тому подобное. И лишь один сказал, что оставит клад себе, а обществу покажет кукиш. По-моему, так и выразился.
Я, конечно, в мальчишеский разговор не вмешивался. А с мамашей того мальчика поговорил. Кстати, это был довольно трудный мальчишка обозленный и болезненно упрямый. Выяснилось, что он из вполне обеспеченной семьи. Однако его мама этакая гранд-дама жаловалась на его отца, что, зарабатывая большие деньги, он тратит их на любовниц. То есть семья была неблагополучная, и дело, судя по всему, шло к разводу. В этой ситуации их единственный ребенок принял сторону матери вот для чего, вероятно, ему и нужны были деньги от того гипотетического клада.
Перевоспитывать мальчишку я, конечно, не стал, но такой редкий в те времена случай детского эгоизма это было в конце 50-х годов прошлого века запомнился мне надолго. Ведь тогда в школе и в обществе воспитывали детей и взрослых коллективистами. Вероятно, была тогда категория людей и немалая, о которых можно было сказать словами И.С. Тургенева: "Он не считал себя эгоистом и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному".
И все же это надо признать со всей объективностью этот древний людской порок не был тогда столь распространен в обществе. А среди детей, под сенью школы тем более. Потому как пищи для его проявлений при тогдашнем общественном укладе было меньше. Ибо что такое ЭГОизм. Это предпочтение личных выгод, личных интересов интересам других людей в обществе.
Конечно, ни для кого не секрет, что образование и среднее, и высшее всегда увязано с историей страны, ее социальным обликом. Недаром еще в тридцатых годах прошлого века один из педагогических авторитетов Америки профессор Джордж Каунтс, говоря об американской системе образования, заявлял: "Нет ни одного принципа, который был бы более характерным для американской теории и уклада жизни и который играл бы большую роль в определении формы развития американской системы образования, чем принцип индивидуального успеха". И дальше: "Общей тенденцией американского воспитания является поощрение индивида в отношении соблюдения своих собственных интересов, противопоставив их интересам его ближних". (Д. Каунтс. Теория воспитания в Америке. Учпедгиз, 1931, стр. 35).
Хотя цитировать К. Маркса нынче немодно, невольно вспоминается одна из его хлестких филиппик по поводу капиталистического прагматизма: "Я смеюсь над так называемыми "практичными" людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре".
Нам представляется, что западноевропейская теория воспитания, основанная на достижениях мировой классической педагогики, более прогрессивна и гуманистична. В монографии доктора педагогических наук профессора Л.К. Гейхман "Искусство быть и общаться с другим (интерактивное обучение)" приводятся примеры "плодов просвещения" английской и немецкой школ, которые на порядок привлекательнее американской: "Известно, что выпускники английских школ должны быть безукоризненно вежливы, обладать отличным вкусом, хорошо говорить и писать на родном и нескольких европейских языках, иметь хобби рисовать, музицировать, играть в поло и теннис. Они не попадут впросак при любом обороте беседы и никогда не вызовут смех своими костюмами, галстуками, автомобилями..."; "Педагоги Германии сосредотачивают внимание на воспитании у школьников, начиная с младших классов, "конфликтной компетенции" в сфере досуга в процессе организации спортивных соревнований, поездок и путешествий, школьных праздников, литературно-музыкальных вечеров и т.п.".
А на чем "сосредоточивают внимание" украинские педагоги, воспитывая своих учащихся? Если, как мы уже говорили, советская школа воспитывала молодое поколение коллективистами, то нынче, в самостийной Украине индивидуалистами?.. Или как придется? Или вообще никак?!..
Нам кажется, что по этому вопросу наша педагогическая наука и широкая педагогическая общественность еще не пришли к определенному мнению, не определились. И в массе своей наши выпускники напоминают тех людей, как писал французский писатель-моралист XVIII века Люк де Клапье Вовенарг, "которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план становится удобство".
ЭГОИСТ И ЭГОИЗМ понятия нравственные, ИНДИВИД; ИНДИВИДУУМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ понятия социальные. Любое государство по природе своей ЭГОИСТИЧНО по отношению к своим гражданам. Еще великий киевлянин Николай Алексеевич БЕРДЯЕВ, родословная которого была связана с Украиной и казачеством дед, М.Н. Бердяев был атаманом Войска Донского, один из предков матери Браницкий гетманом Малороссии, так вот, религиозный философ-моралист с мировым именем в своей итоговой книге "САМОПОЗНАНИЕ (Опыт философской автобиографии)" (1944 г.) писал: "Всё политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. На этом основаны государство, объективная мораль, революции и контрреволюции..." И дальше: "Священно не общество, не государство, не нация, а человек".
Поскольку наше нынешнее украинское коррупционно-олигархическое государство-подросток является ЭГОИСТОМ № 1, НЕУДИВИТЕЛЬНО, что все большее количество его молодых граждан вырастает индивидуалистами и себялюбцами хотим мы этого или не хотим, занятыми только собой. Как саркастически пометил Барнард Шоу однажды: "Многие люди подобны яйцу: они слишком полны собой, чтобы вместить что-нибудь еще".
Так что не будем удивляться тому, что выпускники наших школ стали большими эгоистами и индивидуалистами, чем были вчера. На это есть вполне объективные причины.
Несмотря ни на что, нам хотелось бы закончить эти заметки на оптимистической ноте. Мы начинали эту статью высказыванием российского писателя-европейца из века девятнадцатого золотого века мировой культуры и литературы Ивана ТУРГЕНЕВА (1818-1883), цитатой из его романа "Рудин" и закончим: "Себялюбие, так заключил он (Рудин), самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого... Да, человеку надо надломить упорный эгоизм своей личности, чтобы дать ей право себя высказывать".
Это то, что касается завтрашних выпускников наших школ и вузов. Ну а тем неисправимым эгоистам, что сидят ТАМ, НАВЕРХУ, видимо, надо адресовать насмешливые строчки М. ГОРЬКГО, ибо ничто так не попадает в цель, как смех: "Человек, который считает свою зубную боль несчастием всего мира, явно склонен преувеличивать события".
Не так ли?!
Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.
Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.