Номер 21 (817), 02.06.2006

ИНДИВИДУАЛИЗМ и ЭГОИЗМ

Будучи студентом ОГУ я часто подрабатывал в летнюю каникулярную пору в пионерских лагерях в качестве старшего пионервожатого. И однажды во время тихого часа услышал интересный разговор мальчишек-шестиклссников. Говорили они о кладах. А потом размечтались о том, что сделали бы, найдя клад. В палате было человек десять и большинство из них сошлись на том, что сделают что-то "для общего блага": построят стадион, школьный плавательный бассейн и тому подобное. И лишь один сказал, что оставит клад себе, а обществу покажет кукиш. По-моему, так и выразился.

Я, конечно, в мальчишеский разговор не вмешивался. А с мамашей того мальчика поговорил. Кстати, это был довольно трудный мальчишка – обозленный и болезненно упрямый. Выяснилось, что он из вполне обеспеченной семьи. Однако его мама – этакая гранд-дама – жаловалась на его отца, что, зарабатывая большие деньги, он тратит их на любовниц. То есть семья была неблагополучная, и дело, судя по всему, шло к разводу. В этой ситуации их единственный ребенок принял сторону матери – вот для чего, вероятно, ему и нужны были деньги от того гипотетического клада.

Перевоспитывать мальчишку я, конечно, не стал, но такой редкий в те времена случай детского эгоизма – это было в конце 50-х годов прошлого века – запомнился мне надолго. Ведь тогда в школе и в обществе воспитывали детей и взрослых коллективистами. Вероятно, была тогда категория людей – и немалая, о которых можно было сказать словами И.С. Тургенева: "Он не считал себя эгоистом – и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному".

И все же – это надо признать со всей объективностью – этот древний людской порок не был тогда столь распространен в обществе. А среди детей, под сенью школы – тем более. Потому как пищи для его проявлений при тогдашнем общественном укладе было меньше. Ибо что такое ЭГОизм. Это предпочтение личных выгод, личных интересов интересам других людей в обществе.

Конечно, ни для кого не секрет, что образование – и среднее, и высшее – всегда увязано с историей страны, ее социальным обликом. Недаром еще в тридцатых годах прошлого века один из педагогических авторитетов Америки профессор Джордж Каунтс, говоря об американской системе образования, заявлял: "Нет ни одного принципа, который был бы более характерным для американской теории и уклада жизни и который играл бы большую роль в определении формы развития американской системы образования, чем принцип индивидуального успеха". И дальше: "Общей тенденцией американского воспитания является поощрение индивида в отношении соблюдения своих собственных интересов, противопоставив их интересам его ближних". (Д. Каунтс. Теория воспитания в Америке. Учпедгиз, 1931, стр. 35).

Хотя цитировать К. Маркса нынче немодно, невольно вспоминается одна из его хлестких филиппик по поводу капиталистического прагматизма: "Я смеюсь над так называемыми "практичными" людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре".

Нам представляется, что западноевропейская теория воспитания, основанная на достижениях мировой классической педагогики, более прогрессивна и гуманистична. В монографии доктора педагогических наук профессора Л.К. Гейхман "Искусство быть и общаться с другим (интерактивное обучение)" приводятся примеры "плодов просвещения" английской и немецкой школ, которые на порядок привлекательнее американской: "Известно, что выпускники английских школ должны быть безукоризненно вежливы, обладать отличным вкусом, хорошо говорить и писать на родном и нескольких европейских языках, иметь хобби – рисовать, музицировать, играть в поло и теннис. Они не попадут впросак при любом обороте беседы и никогда не вызовут смех своими костюмами, галстуками, автомобилями..."; "Педагоги Германии сосредотачивают внимание на воспитании у школьников, начиная с младших классов, "конфликтной компетенции" в сфере досуга – в процессе организации спортивных соревнований, поездок и путешествий, школьных праздников, литературно-музыкальных вечеров и т.п.".

А на чем "сосредоточивают внимание" украинские педагоги, воспитывая своих учащихся? Если, как мы уже говорили, советская школа воспитывала молодое поколение коллективистами, то нынче, в самостийной Украине – индивидуалистами?.. Или как придется? Или вообще никак?!..

Нам кажется, что по этому вопросу наша педагогическая наука и широкая педагогическая общественность еще не пришли к определенному мнению, не определились. И в массе своей наши выпускники напоминают тех людей, как писал французский писатель-моралист XVIII века Люк де Клапье Вовенарг, "которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план становится удобство".

ЭГОИСТ И ЭГОИЗМ – понятия нравственные, ИНДИВИД; ИНДИВИДУУМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ – понятия социальные. Любое государство по природе своей ЭГОИСТИЧНО по отношению к своим гражданам. Еще великий киевлянин Николай Алексеевич БЕРДЯЕВ, родословная которого была связана с Украиной и казачеством – дед, М.Н. Бердяев был атаманом Войска Донского, один из предков матери – Браницкий – гетманом Малороссии, – так вот, религиозный философ-моралист с мировым именем в своей итоговой книге "САМОПОЗНАНИЕ (Опыт философской автобиографии)" (1944 г.) писал: "Всё политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. На этом основаны государство, объективная мораль, революции и контрреволюции..." И дальше: "Священно не общество, не государство, не нация, а человек".

Поскольку наше нынешнее украинское коррупционно-олигархическое государство-подросток является ЭГОИСТОМ № 1, НЕУДИВИТЕЛЬНО, что все большее количество его молодых граждан вырастает индивидуалистами и себялюбцами – хотим мы этого или не хотим, занятыми только собой. Как саркастически пометил Барнард Шоу однажды: "Многие люди подобны яйцу: они слишком полны собой, чтобы вместить что-нибудь еще".

Так что не будем удивляться тому, что выпускники наших школ стали большими эгоистами и индивидуалистами, чем были вчера. На это есть вполне объективные причины.

Несмотря ни на что, нам хотелось бы закончить эти заметки на оптимистической ноте. Мы начинали эту статью высказыванием российского писателя-европейца из века девятнадцатого – золотого века мировой культуры и литературы – Ивана ТУРГЕНЕВА (1818-1883), цитатой из его романа "Рудин" и закончим: "Себялюбие, – так заключил он (Рудин), – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого... Да, человеку надо надломить упорный эгоизм своей личности, чтобы дать ей право себя высказывать".

Это то, что касается завтрашних выпускников наших школ и вузов. Ну а тем неисправимым эгоистам, что сидят ТАМ, НАВЕРХУ, видимо, надо адресовать насмешливые строчки М. ГОРЬКГО, ибо ничто так не попадает в цель, как смех: "Человек, который считает свою зубную боль несчастием всего мира, явно склонен преувеличивать события".

Не так ли?!

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.