Номер 15 (658), 18.04.2003
(Продолжение. Начало в № 14.)
Наконец, прощай школа! Что дальше? Пытаться поступать в университет, в котором негласно, но вполне откровенно, срезали абитуриентов определенной национальности, не стоило. Необходимыми деньгами, чтобы в приемной комиссии закрыли глаза на "неудобную" графу, моя семья в то время не располагала. Оставалось одно уехать из Украины, что и было сделано.
Кауфман замолчал и чуть отпил уже остывший чай, но продолжать рассказ более не стал. О чем-то задумался и капитан Алексеев. Наконец, Владимир Анатольевич произнес:
Извините, Петя, за банальность: жизнь сложная штука, и у каждого она складывается по-разному. Однако у носителей, как вы выразились, "неудобной" графы не все так плохо. За абсолютную точность я ручаться не могу, но известно, что в СССР граждане еврейской национальности имеют самый высокий показатель лиц с высшим образованием, специалистов, обладающих научными степенями. Кто это будет отрицать?
Я благодарю вас за откровенность. Конечно, есть о чем поразмыслить.
Вы, наверное, полагаете, что я предложу вам информировать нас? Нет, мы в этом не нуждаемся. Все, что нас интересует, мы знаем. Мы давно могли бы покончить с вашими собраниями и даже кое-кого привлечь к уголовной ответственности. Но не в этом наша цель. Я не собираюсь отговаривать вас от изучения наследия еврейского народа; изучайте, если вам интересно. Однако я предлагаю вам сотрудничать с нами как специалисту-гебраисту широкого профиля.
Петя с удивлением смотрел на серьезное и открытое лицо капитана и не заметил даже намека на шутку. И как бы читая мысли своего собеседника, Владимир Анатольевич подчеркнул: Да, да, товарищ Кауфман. Вы можете принести немалую пользу не как заурядный информатор, а как знаток еврейской истории и языка. И ничего, что вы так молоды. Мы знаем ваши реальные возможности, глубокие знания и немалый авторитет среди ваших товарищей. Только не спешите с ответом: подумайте, у нас есть время.
И с этими словами Алексеев встал, дав понять, что разговор окончен.
Петя, забыв попрощаться, выскочил в коридор и чуть было не сбил Ивана Сидоровича, очевидно, умышленно стоявшего у металлической двери. Начальник отдела кадров пристально посмотрел на Петю, которому показалось, что теперь все шепчутся, будто он, Кауфман, стал сотрудничать с КГБ, возможно, доносить на них. И от этих мыслей Пети стало не по себе. Он почти бегом спустился в полуподвальное помещение, где находился гардероб, и также быстро покинул здание, куда каждый день являлся, радуясь своему студенческому статусу, друзьям, увлечениям.
"Как хорошо, что тети Цили нет дома, а то, поглядев на меня, не избежать распросов", подумал Петя.
Тетя Циля, много лет жившая в Новосибирске, работала врачом "скорой помощи" и буквально боготворила своего племянника. Она мало что знала о Петиной общественной деятельности, зато ревностно следила, чтобы сын родной сестры был всегда сыт и чисто одет.
Когда тетя Циля вернулась домой, она застала Петю сидящего в кресле в гостиной. В комнате было темно, и ей показалось, что племянник спит.
Как-то странно, решила тетя Циля, Петя в это время либо отсутствовал, либо упорно что-то зубрил, а сейчас... Не заболел ли, ненароком?
Обеспокоенная мрачными предчувствиями, тетя Циля тихо подошла к креслу, где сидел Петя, намереваясь приложить свою ладонь к его лбу.
Не волнуйся, тетя, со мной все в порядке; я просто устал и немного задремал, слукавил племянник.
Отдыхай, отдыхай, со вздохом облегчения произнесла тетя Циля.
Часы пробили восемь, и с каждым ударом маятника Петя вздрагивал. Ему казалось, будто капитан и его сподручные стучат в дверь тетиной квартиры.
Что за чертовщина, выругался Петя, надо идти.
Как? Не поужинав? спросила тетя Циля, увидев как племянник надевает пальто.
Извини, тетя, я очень спешу. Не беспокойся, поем у ребят.
Петя не стал ждать автобуса. Было холодно, да и время поджимало. Он решил ехать к Самсонову Илье Борисовичу на такси.
Теперь несколько слов об этом персонаже. Илья Борисович был любимым преподавателем не только студентов мехмата, где учился наш герой. Его знали и уважали все, кто хоть каким-то образом соприкасался с этим незаурядным человеком.
Илья Борисович работал на кафедре марксистско-ленинской философии около двадцати лет, но довольно поздно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную этике Баруха Спинозы. Петя знал, что Самсонову нелегко пришлось проталкивать эту тему. Ему было известно и то, что ВАК долго размышлял утверждать ли защиту или "зарубить".
А какие лекции читал Илья Борисович! Кто мог себе позволить, говоря о Гегеле, упомянуть его антисемитские возрения или, анализируя взгляды молодого Маркса, неодобрительно отозваться о ранней работе основоположника "К еврейскому вопросу"? Пожалуй, никто. А доцент Самсонов рисковал.
Сколько раз на перерывах между лекциями Кауфман слышал: "Ух, как этот жид разговорился". И в этой фразе было скорее восхищение смелостью и умом лектора, чем неприязнь. Ведь в то же самое время студенты могли прочитать в газетах, услышать по радио и увидеть в теленовостях, что Израиль-де враг мировому сообществу, поджигатель войны, а евреи, желающие туда уехать, предатели.
Небольшая группа студентов-евреев души не чаяла в Илье Борисовиче, который признался, что, будь он помоложе, непременно репатриировал. Правда, Изя Гольдин, нелегально преподававший иврит, узнав о высказываниях Самсонова, лишь красноречиво покачал головой и тихо произнес:
Странно все это и подозрительно.
Однако ученики обиженно посмотрели на учителя языка Библии, что яснее всяких слов говорило об их безграничном доверии к знатоку философии.
Нельзя сказать, чтобы Самсонов очень удивился столь неожиданному визитеру, скорее, наоборот. Илья Борисович жил один в небольшой квартире, заставленной книжными шкафами и заваленной, казалось, ненужными вещами. Он охотно общался с коллегами, любил принимать у себя и студентов. Петя это знал и все равно волновался.
Рад видеть вас, приветливо встретил своего студента Илья Борисович. Раздевайте пальто, шапку, наденьте шлепанцы и сразу в кухню пить чай, а то, небось, намерзлись, пока добрались. Пете было неудобно признаться, что приехал к преподавателю на такси, поэтому только едва махнул рукой и проворно последовал за Ильей Борисовичем.
Ну-с, молодой человек, приступайте, и с этими словами Самсонов поставил перед, раскрасневшимся студентом полную вазу домашнего печенья. Это угощение мне досталось от Эллочки Левиной; вы, наверное, знаете это прелестное создание?
Признаться, Петя не был знаком с Эллочкой, однако струдели ему очень понравились. Пока он уплетал хрустящее, рассыпчатое и очень сладкое печенье, запивая горячим чаем, Илья Борисович успел принести из своего крошечного кабинета небольшой сверток, в котором оказался рафинад.
Он также принялся за чай, только пил его уж совершенно по-старинке: неспеша наливал в блюдце, затем, взяв блюдце обеими руками, дул, намереваясь чай таким образом остудить.
Петя вспомнил, что бабушка делала то же самое, только сахар-рафинад колола специальными щипцами, уверяя всех, будто чай, если пить вприкуску, становится вкуснее и слаще.
Деловое молчание нарушил Илья Борисович.
Ну-с, молодой человек, что вы намерены мне сообщить?
Его карие, не по возрасту живые, глаза чуть насмешливо взглянули на все еще смущенного юношу. Петя рассказал все, что произошло с ним утром в загадочной комнате за массивными дверьми, не упуская даже мелких подробностей.
Илья Борисович внимательно слушал, время от времени снимал очки, протирая салфеткой и без того чистые стекла.
Так, начал Илья Борисович, интересно. А ведь капитан, полагаю, просил вас хранить молчание относительно вашего разговора. Правда?
Илья Борисович вновь снял очки, и теперь Петя отчетливо увидел, как карие глаза преподавателя еще больше округлились, а брови едва изогнулись. Глаза его явно смеялись.
Я капитану Алексееву ничего не обещал, твердо заявил Петя, и просьбы такой я не слышал. Кроме того, я не считаю, что совершаю противоправное, обращаясь к вам за советом, не так ли?
Илья Борисович подвинул к себе пустую петину чашку и налил чай; потом поставил ее на место и жестом руки показал, что в вазе все еще находятся струдели. Петя не заставил себя просить. Он охотно принялся доканчивать угощение, ожидая, что Самсонов непременно что-то скажет.
Ну-с, молодой человек, начал Илья Борисович с любимой фразы, ваши дела не так уж плохи, как вы думаете. Да, органы госбезопасности кое-что пронюхали, хотя не исключено, что им известно больше, чем следовало бы знать.
Допустим, ну и что? Самсонов внимательно посмотрел на Петю, как бы раздумывая: сказать или нет? И, выдержав краткую паузу, продолжил:
Если бы они захотели с вами расправиться, то вы, товарищ Кауфман, давно лишились бы студенческого билета, а взамен получили бы право бесплатного проезда, скажем, в Магадан, с эскортом.
Почему-то они в вас заинтересованы, но об этом вы узнаете, если согласитесь сотрудничать с капитаном Алексеевым и его коллегами. Таково мое мнение. И еще: никому ничего не говорите, даже самым близким и родным людям. Болтовня лишь способна навредить вам и вашим товарищам. Я уже не говорю о том, что вас могут неправильно понять.
Илья Борисович принялся допивать чай, время от времени поглядывая на обескураженного молодого человека. А еще через минут десять Кауфман, тепло простившись со своим преподавателем, стоял у обочины дороги, пытаясь остановить свободное такси. Часы показывали без четверти одиннадцать.
(Продолжение следует.)