Номер 07 (752), 25.02.2005

КАНАЛ РАБОТАЕТ

По состоянию на 10 января через глубоководный судовой ход Дунай – Черное море (ГСХ) (Одесская область) обеспечено прохождение 260 судов. Об этом сообщил начальник Украинского Дунайского пароходства (УДП) Петр Суворов. Он выступил в облгосадминистрации на заседании, посвященном ходу выполнения программы "Региональная инициатива. 2002-2006 года" по вопросам строительства канала Дунай – Черное море и восстановления украинского морского флота.

П. Суворов уточнил, что за этот период под флагом Украины через канал прошло около 100 судов. Почти половина из них – суда УДП.

Начальник пароходства подчеркнул, что по оценкам специалистов, с 1994 г. УДП, в условиях отсутствия отечественного судового хода, теряло ежегодно около 1 млн грн транзитного грузопотока на направлении Дунай – Черное море.

Он также добавил, что с сентября 2004 г. УДП возобновило работу транзитных линий по перевозкам зерна и других грузов в страны Центральной Европы. На линиях работает 4 морских судна пароходства дедвейтом 4600 тонн. Ими перевезено более 100 тыс. тонн грузов.

В этом году объем грузоперевозок через судовой ход Дунай – Черное море морскими судами Украинского Дунайского пароходства достигнет 250 тыс. тонн. Об этом на заседании, посвященном ходу выполнения программы "Региональная инициатива. 2002-2006 гг." по вопросам строительства канала Дунай – Черное и восстановлении украинского морского флота, сообщил начальник УДП Петр Суворов.

П. Суворов добавил, что за 4 месяца прошлого года – с момента ввода в эксплуатацию судового хода – объем грузоперевозок составил 120 тыс. тонн.

Начальник УДП отметил, что при условии успешного окончания строительства второй очереди глубоководного судового хода (ГСХ) в 2006-2007 гг., специалисты прогнозируют увеличение объемов грузоперевозок через канал до 350-400 тыс. тонн.

Одновременно планируется, что в условиях полного развития потенциала канала, на украинский транспортный узел будут привлечены грузопотоки стран СНГ – из бассейнов Волги, Дона, Каспия – в страны Центральной Европы.

Начальник пароходства подчеркнул, что ожидаемая доля морского флота УДП в обслуживании этого грузопотока составит 50 %, а речного – может достигнуть 100 %.

СПРАВКА. Украинское Дунайское пароходство образовано 14 октября 1944 г. Форма собственности – ОАО, контрольный пакет акций находится у государства. Основной в Дунайском бассейне перевозчик грузов и пассажиров, обладающий самым большим флотом, ремонтной базой, развитой инфраструктурой. Предприятие сертифицировано в соответствии с ISO 90002:1994.

Первая очередь канала Дунай – Черное море по устью Быстрое открыта 26 августа 2004 г. Технико-экономическое обоснование разрабатывала компания "Укринвестэкспертиза". Канал будет иметь длину 170,36 км (в том числе русловая часть – 167,06 км, баровая, т. е. морской подходный канал, – 3,3 км). Выполняет строительно-монтажные работы предприятие "Дельта-Лоцман". Глубина баровой (отмелевой) части судового хода на первом этапе – 7,65 м (по окончании строительства – 8,32 м), русловой – 7 м (8,1 м). Первая очередь канала может принимать корабли осадкой 5,85 м (в дальнейшем – 7,2 м). На морском участке обустраивается оградительная дамба для защиты от заиливания подходного канала. Стоимость строительства первой очереди – 78 млн 640 тыс. 61 грн (в ценах по состоянию на 13 декабря 2003 г.). По данным Министерства транспорта Украины, тариф за прохождение канала – 0,18 долл. за куб. м дедвейта судна (румынский тариф – 0,75 долл.).

Канал проложен на территории Дунайского биосферного заповедника. Он входит в мировую сеть резерватов ЮНЕСКО. В Украине 4 такие территории. Флора заповедника насчитывает больше 1,5 тыс. видов, фауна – 3,6 тыс. 16 видов занесено в Европейский Красный список, а свыше 70 – в Красную книгу Украины. Ряд организаций, в том числе Академия наук Украины, Всемирный фонд дикой природы, Еврокомиссия и другие, выступили против сооружения судового хода по гирлу Быстрое.

Контекст-Причерноморье.