Номер 07 (752), 25.02.2005
По состоянию на 10 января через глубоководный судовой ход Дунай Черное море (ГСХ) (Одесская область) обеспечено прохождение 260 судов. Об этом сообщил начальник Украинского Дунайского пароходства (УДП) Петр Суворов. Он выступил в облгосадминистрации на заседании, посвященном ходу выполнения программы "Региональная инициатива. 2002-2006 года" по вопросам строительства канала Дунай Черное море и восстановления украинского морского флота.
П. Суворов уточнил, что за этот период под флагом Украины через канал прошло около 100 судов. Почти половина из них суда УДП.
Начальник пароходства подчеркнул, что по оценкам специалистов, с 1994 г. УДП, в условиях отсутствия отечественного судового хода, теряло ежегодно около 1 млн грн транзитного грузопотока на направлении Дунай Черное море.
Он также добавил, что с сентября 2004 г. УДП возобновило работу транзитных линий по перевозкам зерна и других грузов в страны Центральной Европы. На линиях работает 4 морских судна пароходства дедвейтом 4600 тонн. Ими перевезено более 100 тыс. тонн грузов.
В этом году объем грузоперевозок через судовой ход Дунай Черное море морскими судами Украинского Дунайского пароходства достигнет 250 тыс. тонн. Об этом на заседании, посвященном ходу выполнения программы "Региональная инициатива. 2002-2006 гг." по вопросам строительства канала Дунай Черное и восстановлении украинского морского флота, сообщил начальник УДП Петр Суворов.
П. Суворов добавил, что за 4 месяца прошлого года с момента ввода в эксплуатацию судового хода объем грузоперевозок составил 120 тыс. тонн.
Начальник УДП отметил, что при условии успешного окончания строительства второй очереди глубоководного судового хода (ГСХ) в 2006-2007 гг., специалисты прогнозируют увеличение объемов грузоперевозок через канал до 350-400 тыс. тонн.
Одновременно планируется, что в условиях полного развития потенциала канала, на украинский транспортный узел будут привлечены грузопотоки стран СНГ из бассейнов Волги, Дона, Каспия в страны Центральной Европы.
Начальник пароходства подчеркнул, что ожидаемая доля морского флота УДП в обслуживании этого грузопотока составит 50 %, а речного может достигнуть 100 %.
СПРАВКА. Украинское Дунайское пароходство образовано 14 октября 1944 г. Форма собственности ОАО, контрольный пакет акций находится у государства. Основной в Дунайском бассейне перевозчик грузов и пассажиров, обладающий самым большим флотом, ремонтной базой, развитой инфраструктурой. Предприятие сертифицировано в соответствии с ISO 90002:1994.
Первая очередь канала Дунай Черное море по устью Быстрое открыта 26 августа 2004 г. Технико-экономическое обоснование разрабатывала компания "Укринвестэкспертиза". Канал будет иметь длину 170,36 км (в том числе русловая часть 167,06 км, баровая, т. е. морской подходный канал, 3,3 км). Выполняет строительно-монтажные работы предприятие "Дельта-Лоцман". Глубина баровой (отмелевой) части судового хода на первом этапе 7,65 м (по окончании строительства 8,32 м), русловой 7 м (8,1 м). Первая очередь канала может принимать корабли осадкой 5,85 м (в дальнейшем 7,2 м). На морском участке обустраивается оградительная дамба для защиты от заиливания подходного канала. Стоимость строительства первой очереди 78 млн 640 тыс. 61 грн (в ценах по состоянию на 13 декабря 2003 г.). По данным Министерства транспорта Украины, тариф за прохождение канала 0,18 долл. за куб. м дедвейта судна (румынский тариф 0,75 долл.).
Канал проложен на территории Дунайского биосферного заповедника. Он входит в мировую сеть резерватов ЮНЕСКО. В Украине 4 такие территории. Флора заповедника насчитывает больше 1,5 тыс. видов, фауна 3,6 тыс. 16 видов занесено в Европейский Красный список, а свыше 70 в Красную книгу Украины. Ряд организаций, в том числе Академия наук Украины, Всемирный фонд дикой природы, Еврокомиссия и другие, выступили против сооружения судового хода по гирлу Быстрое.
Контекст-Причерноморье.