Номер 06 (1350), 24.02.2017
В нашем городе живет и ведет активную исполнительскую деятельность талантливый и перспективный классический гитарист, покоривший своей виртуозной игрой сердца многих слушателей.
Зовут это юное дарование Даниил Бучка. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой необычайно интересной творческой личностью.
Гитарист Даниил Бучка из молодых одесских музыкантов - один из самых титулованных. Он неоднократно становился призером всеукраинских конкурсов, проявил себя и на европейской музыкальной арене, став лауреатом шести международных конкурсов в Болгарии, Венгрии, Австрии, Украине, также он стал дипломантом с оценкой "exсellent" Международного конкурса им. А. Сеговии в ФРГ. Сейчас Даниил учится в магистратуре Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, периодически выступает с сольными концертами, очередной из которых пройдет 11 марта в Золотом зале Литературного музея. В нем Д. Бучка исполнит произведения самых разных стилей и направлений. Накануне этого события с музыкантом беседовала студентка ОНМА им. А. В. Неждановой Кристина ДЯБЛОВА.
- Почему из всех музыкальных инструментов вы выбрали именно гитару?
- Изначально это была инициатива родителей. Они у меня - профессиональные музыканты; отец - вокалист, мать - пианистка. Так что с музыкой я связан с младенчества. А всерьез начал обучаться игре на классической гитаре с девяти лет в Центре детского и юношеского творчества "Моряна", благо он был в двух минутах ходьбы от дома. Признаюсь, что на первый свой урок я шел со слезами на глазах, ибо было немного страшно. Но мой первый педагог Антонина Анатольевна Каплун, к удивлению меня и родителей, вскоре начала говорить, что у меня талант и я должен совершенствоваться именно в игре на классической гитаре. Через полгода я попал в школу педагогической практики при Музыкальной академии, где моим преподавателем стал Виталий Леонидович Обухов. На одном из первых экзаменов меня заметила мой будущий педагог - доцент академии Елена Анатольевна Хорошавина. Она сказала родителям, что хочет видеть меня у себя в классе. С этого момента моя жизнь кардинально изменилась. Я играл наравне со старшими студентами, и уже через год обучения у Елены Анатольевны мы поехали в Киев, на первый в моей жизни гитарный конкурс, где я занял первое место. Как мне говорили, членов жюри поразило то, что я в юном возрасте извлекал из инструмента "взрослые" звуки. Потом было еще несколько успешных конкурсов, я совершенствовался, и после окончания школы закономерно поступил в Музыкальную академию, в класс Елены Анатольевны. Я очень многому обязан ей, особенно тем, что она выделила меня в совсем еще юном возрасте, и это придало мне уверенности и сил.
- С какими проблемами приходится сталкиваться гитаристу-исполнителю?
- Одна из самых распространенных наших проблем - крепкие ногти. Ведь классические гитаристы играют исключительно ногтями, и от них очень многое зависит: начиная от качества извлекаемого звука. Еще одна проблема - струны. Один из главных залогов успеха - качественные новые струны особой марки, их бесчисленное множество, но у каждого гитариста есть те, "самые совершенные" струны, которые он предпочитает всем остальным. Это основные проблемы, а все остальное преодолевается за счет упорства и полной самоотдачи.
- Но, кроме творческих, наверное, существуют и проблемы с организацией концертов?
- Безусловно! Концерты и конкурсы, помимо вложения всех сил - моральных и физических, требуют еще и немалых финансовых затрат, особенно, если конкурсы проходят за рубежом. Но зато это прекрасная возможность набраться опыта, показать себя. В нашем мире главенствуют рыночные отношения, так что нужно уметь себя предлагать и "продавать" - и чем дороже, тем лучше. Организация концертов - также немалый труд, а здесь немаловажную роль играют знакомства.
- Сейчас репертуар для классической гитары весьма разнообразен: от переложений музыки эпохи Барокко до произведений современных авторов. А какую музыку предпочитаете исполнять вы?
- Да, гитарный репертуар, действительно, включает в себя огромное множество переложений и обработок, а также произведений, которые были написаны не только композиторами-гитаристами, но и пианистами, по просьбе всемирно известного испанского гитариста XX века Андреса Сеговии. Среди них Александр Тансман, Мануэль Понсе, Хоакин Турина и др. Современный гитарный репертуар богат на модерновые и авангардные произведения прошлого столетия. Я стараюсь насыщать свою программу самыми разноплановыми и разностилевыми сочинениями. К выбору нового произведения подхожу с особой скрупулезностью. Очень люблю и ценю испанскую гитарную классику, но не могу отказать себе в удовольствии поиграть джаз или нуэво-танго Астора Пьяццоллы. С небольшой долей скептицизма отношусь к авангарду в музыке. Быть может, я консерватор, но в том, что мелодист и романтик - не сомневаюсь.
- Вы помните свой первый сольный концерт?
- Конечно! Он прошел в 2009 году, когда мне было 14 лет, в Одесском Музее западного и восточного искусства. Это был колоссальный исполнительский опыт. Полноценный сольный концерт - это всегда испытание на выдержку. Буря эмоций вместе с самоанализом и полезной критикой извне - те компоненты, которые незаменимы при совершенствовании мастерства любого музыканта-исполнителя.
- Какое свое достижение вы считаете самым значимым на сегодняшний день?
- Это конкурс в немецком городе Фельберт, где я стал дипломантом с оценкой "excellent", а также конкурс в Вене, где был награжден второй премией. Эти, не побоюсь этого слова, спортивные состязания, многому меня научили; сделали устойчивее психологически и просветленнее в "европейском" подходе к исполнению. Я черпал опыт на всех своих конкурсах, но эти два ценю особенно. На них я прочувствовал настоящий вкус борьбы и извлек максимальную для себя пользу.
- Многие музыканты сочетают исполнительскую деятельность с преподаванием. А вам интересно такое сочетание?
- Да, я считаю, что каждый музыкант-исполнитель должен попробовать себя и в качестве педагога, передавая накопленный опыт и знания другим. Особенно ценю мастер-классы. В работе с несколькими учениками, которые у меня есть, я стараюсь поделиться тем, что для них может быть особенно полезным, тем, что сам успел познать и пропустить через себя. Стараюсь привнести что-то новое в общепринятые методики преподавания на классической гитаре, с учетом уже своего опыта. Осознание того, что я могу быть полезен как педагог, доставляет мне колоссальное удовольствие.
- Есть ли у вас кумиры?
- Я уже успел познакомиться с игрой многих гитаристов. Поначалу мог восхищаться каким-нибудь исполнителем, но потом недоумевал: что же мне в нем нравилось? Однако никогда не стремился к тому, чтобы играть, как тот или иной гитарист. Я ни в коем случае не хотел бы быть похожим на кого-то. Поэтому мне трудно говорить о кумирах, в этот статус я бы, пожалуй, не возвел ни одного исполнителя. Музыкант должен быть личностью со своим собственным, узнаваемым лицом. Но брать что-то полезное от того или иного исполнителя, анализируя, привнося что-то свое, комбинируя, отметая лишнее - вот очень правильный подход.
- А чем, кроме музыки, вы увлекаетесь?
- Родители старались развить во мне многие качества, в том числе, аналитическое мышление, а для этой цели очень подходит игра в шахматы. Могу с уверенностью сказать, что если бы во мне не возобладало желание прославиться как музыкант, и вообще, сцена не стала бы моей второй жизнью, я стал бы профессиональным шахматистом. Кстати, шахматами я начал заниматься с шести лет, раньше, чем учиться играть на гитаре. Принимал участие во многих турнирах, включая всеукраинские. Накопил изрядное количество наград, даже кубок имеется. Часами просиживал за решением задач и шахматной литературой. Я видел себя подающим надежды шахматистом, и мои тренеры сулили мне спортивную карьеру. Я не переставал заниматься шахматами, даже вплотную упражняясь на гитаре. Но в один момент окончательно сделал для себя выбор и с головой погрузился в постижение классической гитары. Шахматы требуют не меньшей самоотдачи и времени, чем музыка. На мой взгляд, в них есть что-то притягательное и романтическое. Сейчас же они для меня не более чем приятное хобби и способ отвлечься. А что касается остальных увлечений, то к ним можно отнести изучение иностранных языков. Знание языков важно в любой профессии, а в моей - особенно. Постоянные коммуникации с музыкантами всего мира необходимы для продвижения по карьерной лестнице. Ну и, конечно же, вокал, что тут лукавить, были даже мысли о карьере певца. Упорно занимаясь с отцом и матерью (в качестве концертмейстера), я не отвергал и такой возможности. Но, как бы мне не было интересно пробовать себя в других различных сферах, я всегда возвращался к моей самой сильной любви - гитаре.