Номера 1-2 (1533-1534), 18.02.2021

ТАКОЙ ГЕНПЛАН НАМ НЕ НУЖЕН

После общественного обсуждения генплана Одессы, затянувшегося на три месяца, стало ясно, что жителям он не понравился.

В городском управлении архитектуры нам сказали, что генплан сейчас на доработке в Киеве. Но комментировать что-либо отказались. Через месяц его снова представят на общественное обсуждение.

Уверяют, что аэропорт останется в пределах своей территории. Никто сносить районы, примыкающие к нему, не собирается.

Сегодня, может, и не собирается. Но завтра наступает быстро.

Предприниматели к нему уже готовятся. Дело в том, что по генплану историческую часть города решено сохранить в границах улиц Старопорфранковская — Маразлиевская и Пантелеймоновская — Софиевская. Но пока не принят генплан, толстосумы выкупают значительные территории, например, на Софиевской под строительство торгового центра.

Колоссальным изменениям подвергнется район Молдаванки. Новую застройку планируется вести не точечными домами, а поквартально. Пойдут под снос дома на улицах от Болгарской до Цветаевой...Также планируется снести дома в пределах улиц Разумовского и Средняя до Балковской, а также территории между Балковской и Степовой. Будут реконструированы участки улиц Комарова, Королева, на Фонтанской дороге от Зоопарковой до Посмитного, район от Второго кладбища до улицы Бреуса и от Рекордной до Спартаковской. Попадают под реконструкцию жители Ближних Мельниц...

Под снос также пойдут и "хрущевки", поскольку уже исчерпали свой моральный и материальный ресурс. Вместо них будут построены современные многоэтажные дома и заменены инженерные сети. Но это случится не ранее 2015 года.

Развитие Одессы разработчики проекта генплана видят в качестве многофункционального центра с рекреационно-туристическим приоритетом. Поэтому предусматривается полный вынос из черты города предприятий нефтегазового комплекса и перепрофилирование и вывод промышленных предприятий.

Для улучшения экологии моря необходим вынос южных очистительных сооружений. Планируется использовать части территории морского торгового порта для строительства международного туристического центра.

По всему побережью Одессы архитекторы думают возвести набережную в 24 км. А центр, начиная с Базарной, сделать пешеходной зоной.

Есть в генплане строительство новой дороги Север — Юг, которая пройдет через поселок Котовского, поля фильтрации, Балковскую и выйдет на Маршала Жукова. Это уберет транспортные потоки через центр...

Предпочтение в пассажирском транспорте будет отдано большим автобусам и троллейбусам. Троллейбус заменит трамвай на улицах Рекордная, Дальницкая — Прохоровская, Хаджибейской дороге. Чтобы уменьшить пробки на дорогах, будет введено одностороннее движение по улицам Разумовской и Колонтаевской, Канатной и Маразлиевской. Предусмотрено строительство подземного и нового железнодорожного вокзала в районе Столбовой, нового здания аэропорта. А также в проекте многоуровневые паркинги, развлекательные центры "Одесса-сити" и детский парк "Диснейлэнд".

Планы масштабные, но то, как составлялся генплан, свидетельствует, что учитывались интересы застройщиков, а не людей. Поэтому нужно не пропустить тот момент, когда решается будущее города, где твоего дома или предприятия может и не оказаться.

Правда, первый заместитель начальника управления архитектуры Марат Касимов утверждает, что генплан создаётся не против, а в интересах одесситов. Но время покажет.

Инна ИЩУК.

2008 год.