Номер 38 (1283), 9.10.2015

ОТКРОЙТЕ ЖЕ ПРОЦЕСС
РАСХОДОВ ЖКС

Эксперты Ассоциации содействия самоорганизации населения провели общественный мониторинг расходов бюджета города на финансовую поддержку КП "ЖКС", которые предоставляют услуги по содержанию жилого фонда и придомовых территорий.

Было выявлено, что четкой системы определения результативности и эффективности расходов городского бюджета на поддержку КП "Жилищно-коммунальный сервис" на сегодня фактически не существует.

По словам эксперта Олеси Голинской: "В отчетах райадминистраций бросается в глаза малое количество показателей (3-5 по каждому заданию), в то время, как Минфином рекомендовано минимум 10-12. Поэтому нельзя сформировать представление, куда именно израсходованы миллионы из городского бюджета и как это сказалось на качестве содержания жилищного фонда".

Мониторинг также показал, что расходы на поддержку КП "ЖКС" в разных районах города неравномерны. И такое различие объемов финансирования ничем не обосновано. Так, в 2014 году больше всех получил ЖКС "Северный" - 9761 тыс. грн.

Эксперты сравнили, как изменялось в последние годы бюджетное финансирование ЖКХ в расчете на одного жителя в зависимости от района Одессы. Опять же, наиболее благоприятной оказалась динамика по Суворовскому району, а меньше всего росли расходы для жителей Малиновского района. То есть, одесситы оказались в неравном положении. Такое неравномерное распределение нарушает принцип субсидиарности, основанный на максимальном приближении каждого члена общества и равном доступе к услугам. Ведь налоги, которые поступают в бюджет, уплачиваются жителями и предприятиями на равных условиях. Следовательно, и распределяться эти средства должны на тех же принципах.

Экспертиза показала, что долгосрочное прогнозирование результатов бюджетных расходов в сфере ЖКХ в городе вообще отсутствует, что не позволяет принимать качественных управленческих решений, в том числе связанных с привлечением инвестиций.

Из восьми КП "ЖКС" Одессы только по трем на сайте городского совета есть подробная информация с контактами как их руководителей, так и их производственных участков, диспетчерских служб. Такая детализация содействует большей открытости деятельности жилищно-коммунальных предприятий и позволяет гражданам осуществлять прямые запросы и обращения по месту жительства.

После передачи в 2015 году функций главного распорядителя средств от райадминистраций к Департаменту городского хозяйства ситуация несколько улучшилась, но большая часть перечисленных проблем сохранилась.

Заместитель председателя Ассоциации содействия самоорганизации населения Анна Трепалюк считает, что формирование четких показателей результативности расходования городского бюджета в сфере ЖКХ и максимальная открытость этого процесса - это не только дань инструкции, это мощное средство привлечения жителей города к развитию жилого фонда, повышения их ответственности за решение городских проблем, способ налаживания диалога с властью.

Общественный мониторинг реализации программы финансовой поддержки КП "ЖКС" в г. Одессе был выполнен при поддержке Международного фонда "Возрождение".

Для справки. Всего на жилищно-коммунальное хозяйство из бюджета Одессы в 2014 году было потрачено 39,1 млн грн (средства, взимаемые КП "ЖКС" с потребителей как оплата за услуги, в эту сумму не входят). Из общей суммы расходов 86,4 % составляют расходы на финансирование ЖКС по содержанию жилищного фонда, остальные же 13,6 % - это расходы на компенсацию ЖКС затрат, связанных с освобождением жителей аварийного и ветхого фонда от оплаты за услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (СДСПТ). В 2015 году эти расходы сократились на 65 % в среднем по городу.