Номер 7 (1252), 27.02.2015

ОСТАВИМ В ПРОШЛОМ "МЕМОРИАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ"

Прошедший год проявил себя еще и в мемориальной политике. С декабря 2013-го по сегодняшний день в Украине было разрушено и осквернено более 500 памятников советского периода. В первую очередь под удар попали памятники Ленину.

Подобная "мемориальная война" стала возможной в силу разворачивания двух конфликтов. С одной стороны, это конфликт разных видов исторической памяти в регионах страны: память жителей западных регионов страны против исторической памяти жителей восточных и южных регионов.

С другой стороны, это вариация классического конфликта "отцов и детей", конфликт поколений.

Несомненно, нужны новые подходы в мемориальной политике. Новая эпоха требует изменений и в облике наших городов. Но к этому нужно подходить более осмотрительно, чем с краской и кувалдой. Должен быть достигнут общественный консенсус, который воплотится в жизнь законами и повседневной практикой. Пока что этого консенсуса нет.

Постараемся рассмотреть причины его отсутствия.

"Завещание потомкам"

Консенсуса по этому вопросу нет по одной простой причине: любой памятник является символом, через который минувшие поколения стараются передать будущим поколениям свое мировоззрение и свой опыт обустройства общественной жизни.


Памятник - это своеобразное завещание. Завещание - это послание из прошлого в будущее, которое должны осуществить ныне живущие.

В истории любого народа во все периоды существовали такого рода завещания. Еще древние римляне воздвигали статуи своим императорам, консулам и трибунам, стремились не просто запечатлеть на века в камне своих славных современников, а оставляли эти каменные колоссы в назидание своим потомкам, как будто ставя в пример их образ мышления и деяния.

Нужно, правда, отметить, что римляне как раз и открыли, кроме информационной и назидательной, еще одну функцию памятников - идеологическую.

Таким образом, мы можем сделать три важных вывода.

Первый: любой памятник в обществе играет роль мировоззренческого ориентира, через который осуществляется трансляция исторического опыта между поколением людей, живущих на той или иной территории (стране, городе, провинции).

Второй вывод: любой памятник может выполнять три функции. Первая - информирование о том или ином событии или человеке, которые имели место в истории народа, местности, города. Вторая - это функция назидательная, заключающаяся в информировании нас о характере события, его полезности для страны. И необязательно, чтобы памятник нес информацию сугубо позитивную. Это может быть и памятник всеобщего национального несчастья или горя. Памятник нас учит: если вы будете действовать так, то будет вот так!

Третья функция - идеологическая. Памятник служит не просто картинкой, рассказывающей о прошлом. Он указывает нам, как следует жить дальше, к чему идти.

В дореволюционной России большинство памятников выполняли первые две функции. Лишь в 1862 г. в России был открыт памятник, который был призван выполнять роль идеологическую - "1000-летие России" в Великом Новгороде. Коренной перелом произошел после прихода большевиков к власти в 1917 г.

Эпоха большевизма и его символы

Ленин и его сторонники считали, что Россия стала первым социалистическим государством в противоположность капиталистическому миру. По его мнению и по мнению Троцкого, Советская Россия, а далее СССР должны были стать плацдармом для мировой социалистической революции. Но социальный подъем в мире сменился спадом, да и советская бюрократия и партноменклатура во главе со Сталиным, увидев, что и в "отдельно взятой" стране им живется неплохо, отошли от идеи "экспорта мировой революции". А для широких "народных масс" они приберегли басню о построении "социализма в отдельно взятой стране", которой "советский народ" и жил на протяжении более 70 лет. Вот тогда-то и началось масштабное, практически индустриальное, возведение памятников различным партийным деятелям. И в первую очередь - Ленину.

Когда же Советский Союз распался, коммунистическая партия девальвировалась и маргинализировалась, исчез и "советский народ". Люди в разных точках бывшего СССР обнаружили, что никому они не были нужны, никакого "светлого будущего" и близко не намечается, а бывшие работники партийных аппаратов и госорганов - это преуспевающие бизнесмены или родственники хватких "кооператоров", быстро овладевших заводами, пароходами, фабриками и прочим "общенародным" добром. И тут людей охватила апатия, все выживали как могли.

Историчность и прагматизм

Совсем иной взгляд на жизнь у молодого поколения. Рожденное на закате советской эпохи или уже после провозглашения независимости, молодое поколение, живет не идеями "построения коммунизма". Оно хочет иметь достойную работу, хорошее образование, доступное жилье, качественную медицину уже сейчас. На смену "московскому мечтательству" советского периода пришла европейская прагматичность.

Но эта самая прагматичность должна заключаться не в плотоядном поедании символов прошлого и препирательствах с пенсионерами у памятников Ленину.

Программа политических действий в различных сферах общественной жизни - тема отдельного разговора и даже многих разговоров. Сейчас речь пойдет о мемориальной программе, альтернативной советскому "завещанию".

Проще вопрос поставим так: а кого мы хотим видеть на постаментах вместо Ленина, Артема или еще кого-нибудь из когорты советских деятелей?

Ключевые принципы мемориальной политики

Президент Украины Петр Порошенко в октябре прошлого года, приветствуя снос памятника Ленина в Харькове, сделал важную ремарку: памятник Ленину в Харькове стоит абсолютно необоснованно, так как Ленин никогда не был в этом городе. Причина стояния Ленина в Харькове - не информирующая и не назидательная. Она сугубо идеологическая. Против чего и восстало молодое поколение.

А в европейской Украине можно назвать следующие принципы мемориальной политики.

Первый - принцип историчности. Памятник должен информировать людей о том, какие события были в той или иной местности, какие люди тут жили, бывали, каков их вклад в развитие данной местности или региона.

В условиях принципиальных отличий исторической памяти в различных регионах Украины принцип идеологичности мемориальной политики должен быть отметаем сразу. Столь многогранная страна, как Украина, должна объединяться принципами, а не памятниками и героями.

Второй принцип мемориальной политики современной Украины - эстетический прагматизм. Памятник должен соответствовать архитектурному облику окружающей местности. Если среди зданий 19-го века стоит, условно говоря, "утюг" "потемкинцев" - это не эстетический прагматизм, а идеологическая несуразица.

Третий принцип - общекультурная ценность и уникальность. Если памятник мировым сообществом признан уникальным, то он должен оставаться на месте. А если уж он, по сути своей, является идеологическим и сильно мозолит глаза местному сообществу, то его нужно перенести в музей или на охраняемую территорию в назидание потомкам.

Четвертый принцип - аполитичность принятия решений о сносе, переносе или обустройстве мемориала/памятника.

Пятый принцип - соответствие мемориала/памятника международным этическим принципам гуманизма и человеколюбия, нормам международного права в сфере мемориальной политики.

Данные предложения по принципам новой мемориальной политики в Украине - первоначальные. Они вызваны многочисленными фактами разворачивающейся в стране "мемориальной войны" и предложениями действующего министра культуры Вячеслава Кириленко.

Кроме того, любые мемориальные войны чреваты реальными человеческими жертвами и лучше сто раз обсудить принципы, чем потерять хоть одного человека в драке возле очередного памятника ушедшей эпохи.

И так слишком много крови льется, чтобы еще ее умножать борьбой за символы. Это в Азии любят за символы побороться...

А мы же все-таки европейцы!

Иван ФОКИН, аспирант.

P. S. Открыт для отзывов и дискуссии. Электронный адрес:

ivan.fokin.2014@mail.ru,

страница Вконтакте -

http://vk.com/generation87.