Номер 48 (1243), 12.12.2014

ДЕТЯМ ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ В СЕМЬЕ

"Открываем двери детям" - под таким девизом проходит в нашей стране Гражданская кампания, цель которой - консолидация усилий общества ради внедрения изменений в социальной политике, которые приведут к отказу от интернатов и переходу к системе, которая основана на воспитании детей в семье и общине. В рамках этой Кампании в "Порто-франко" были опубликованы две статьи нашего постоянного автора, социального педагога Раисы Краевой "ОТКРЫТЫ ДЕТЯМ ДВЕРИ И СЕРДЦА" (21 ноября) и "ПО ТУ СТОРОНУ СТАТИСТИКИ" (5 декабря). Вопросы, поднятые в них, вызвали широкий отклик у наших читателей, свидетельством тому стали письма, полученные газетой и автором из разных регионов Украины и даже других государств.

"Моя бабушка умерла, в этот же год повторно маму посадили в тюрьму, - пишет Валентина (по этическим соображениям здесь и в некоторых других случаях мы опускаем фамилии или имена авторов откликов - прим. редакции). - Прабабушка хотела меня удочерить, но по причине преклонного возраста (87 лет) и маленькой пенсии ей в этом отказали. Поэтому меня отправили в интернат. Первое время было сложно привыкнуть, я постоянно сбегала, но потом поняла, что прабабушка мне не сможет дать столько возможностей, сколько интернат. Попросту не хватало денег, чтобы меня развивать. Но в интернате мне повезло с воспитателями и учителями, которые действительно вкладывали душу в наше воспитание и обучение, и знали, как лучше это сделать. Но, к сожалению, немногим так везет.

Я считаю, что самое важное для ребенка - это видеть доброту по отношению к нему и другим: ведь мир достаточно жесток и может очень ожесточить ребенка.

Но в условиях интерната очень сложно подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Когда воспитанник интерната выходит из его стен, то его состояние можно сравнить с тем, как учат плавать, бросая в воду: или человек выплывет или утонет. Будущее после интерната зависит от силы духа, умения общаться, налаживать контакты, не сдаваться и идти к своей цели. Не скатиться по наклонной плоскости помогает поддержка окружающих, ибо именно окружение играет большую роль в формировании характера, поэтому надо тщательно подбирать тех, кто тебя окружает.

На мой взгляд, в интернатской жизни есть свои плюсы и минусы - как и в любой семье. Но, когда это родная семья, ты ее принимаешь, какой бы она ни была..."

У Андрея мать тоже оказалась в тюрьме, и два года ему пришлось жить в интернате.

"Что сказать? - делится воспоминания тридцатилетний отец двух детей. - Учителей и воспитателей практически не помню, друзей по классу - смутно. И хотя ситуация в семье у меня была, мягко говоря, сложной, бедствовали, часто мы с братом были голодные, но интернатская сытость явно не то, чего ребенку нужно. Яичницы, которые мы неумело пробовали жарить на домашней сковородке, до сих пор вспоминаю, и каши, которые мама варила, выйдя из тюрьмы...

У меня сейчас ситуация тоже желала бы лучшего, но я стараюсь хвататься за любую работу, чтобы детей удержать в семье. Мои мальчики с детства умеют и костер разжечь, и печку затопить (приходилось жить и в условиях отключенного света и без газа). Недавно предложили им путевку в санаторий, так они испугались, что потом будет приют или интернат; еле убедил, что никуда их отдавать не собираюсь".

Ирине также пришлось в силу жизненных обстоятельств отдать ребенка в интернат. "Но я забирала его домой на все каникулы и выходные, - пишет женщина, так что он знал, что у него есть мама, есть бабушка, и что они, несмотря на временные трудности, его любят и все время думают о его будущем".

Автору статей Раисе Краевой каким-то образом позвонил молодой человек, который сейчас находится в колонии строгого режима. Рассказал, что после смерти родителей оказался на попечении старшей сестры, которой брат мешал, и она определила его в интернат. Оттуда он часто сбегал, жил в прямом смысле слова на улице, подорвал здоровье. Все годы мечтал о семье, пусть даже приемной, да не сложилось. Молодой человек, учитывая свой горький опыт, убежден, что только в семье ребенок может получить столь необходимое ему тепло и заботу.

Хотя, конечно, и в приемной семье нередко бывают сложности.

Автор письма, полученного из Западной Украины, не без горечи описывает свою историю. "Взяла в свое время маленького мальчика из детдома. Думала: дом есть, огород, природа вокруг замечательная, знай себе расти да радуйся. Но не все так просто - и гены, как говорится, "проснулись", и страхи-ограничения. Мальчика я, конечно, вырастила, но все вышло не так, как хотелось. И на музыку водила, и учился сперва неплохо, и футболом увлекался, но к подростковому возрасту - интересов всерьез никаких.

Нет, я, конечно, понимаю, что в детдоме у него не было бы ни своего дома, ни друзей вне его стен, но все равно грустно оттого, что не получилось сказки. Сейчас он учится в лицее с военным уклоном, домой приезжает только по выходным. Но нет той радости встречи с мамой, бабушкой и домом, которой так хочется родителям. И я задаю себе вопрос: что я сделала не так или чего не хватало, чтобы все сложилось по-другому? Наверное, нужны поддержка не только финансовая и контроль социальных служб, нужен еще круг людей, с которыми можно поделиться своими проблемами и от которых получить полезные советы. Но, в целом, я все равно уверена, что детей из интернатов нужно раздавать по семьям, хотя делать это не автоматически, массово, а очень внимательно присматриваясь к каждой ситуации".

С этой точкой зрения перекликается письмо многодетной семьи Либман, которая уже более 20 лет живет в США. "Что делается для воспитания родителей, помощи им в тех случаях, когда сами они в безвыходных ситуациях, в отчаянии и безысходности? - спрашивают бывшие наши земляки. - Многие родители ведь и сами как дети, захлебываются в своей слабости и несостоятельности. Таким тоже нужно помочь".

Недавняя выпускница одного из украинских вузов Светлана, девушка, как она пишет, "из полноценной, нормальной семьи", работает психологом в "простой школе". О детских проблемах, признается Светлана, она знала только из фильмов, а тут столкнулась с целым ворохом ситуаций. Пьющие папы и мамы, бедность наравне с желанием показать, что живут не хуже других, драки, нездоровая обстановка... "Я понимаю, - пишет Светлана, что такие семьи - это нездорово, но в интернатах ведь тоже плохо. Вот если была бы возможность детей на время забирать в хорошее место, да только куда?" Автор этого письма хотела бы узнать мнения тех, кто имеет большой опыт в данном вопросе.

Характерно, однако, что НИ ОДИН из авторов откликов на статьи Раисы Краевой не считает нормальным воспитание детей в детдомах и школах-интернатах - даже те, кто указывает на проблемы, возникающие в "обычных" и приемных семьях.

Что резко контрастирует с данными, приведенными организаторами Кампании "Открываем двери детям", согласно которым большая часть украинского общества считает приемлемым существование таких учебно-воспитательных заведений, так как дети растут "не на улице". По всей видимости, такая позиция связана с тем, что авторы писем знают о жизни в интернатах не понаслышке, а в большинстве - на собственном опыте или опыте близких людей.

"Я вырос в интернате еще в советские времена, которые теперь кажутся благополучными, - пишет нам ветеран труда Валерий Маркович. - Но вспоминаю об этом времени без радости. Хотя наши воспитатели делали все возможное, чтобы нам жилось сытно и удобно, все равно, выйдя из интернатских стен, я долго приспосабливался к условиям реальной жизни. Даже самым простым вещам нередко пришлось учиться буквально на ходу. Я убежден, что государство, как бы ни было трудно в нынешних условиях, должно делать все возможное, чтобы у каждого ребенка была семья. Даже приемная семья, пусть даже многодетная, все равно намного лучше, чем интернат. Но, конечно, к приемным родителям следует предъявлять самые высокие требования. И, конечно, следует как можно больше говорить об этой проблеме, и о таких людях, как Наталья Копотиенко, о которой так интересно рассказала Раиса Краева. А организаторам Гражданской кампании "Открываем двери детям" я желаю успеха в их добром и нужном начинании".

Аналогичное пожелание содержится во многих других письмах-откликах. Наша газета также присоединяется к нему. Мы не ограничиваемся этими публикациями и приглашаем наших читателей к продолжению разговора об актуальных подходах к воспитанию детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Публикация подготовлена в рамках
Гражданской кампании "Открываем двери детям".

www.openingdoors.org.ua