Номер 19 (764), 20.05.2005

ОТМЕНИТЬ, НО ПО-УМНОМУ

Льготы. Вечная головная боль любой системы. Наше мнение такое: льгот в бизнесе не должно быть в принципе. Возможны лишь специальные программы поддержки государственно необходимых отраслей.

Льготы рождаются там, где фискальное давление на бизнес чрезмерно, и кому-то из близких к власти дают законный повод заработать больше других. Льготы возникают и тогда, когда общая экономическая система выстроена нерационально. В этом случае власть делает вид, что помогает той или иной категории граждан или задавленной системой отрасли.

На самом деле в льготах мало хорошего. Именно они рождают злоупотребления. Вокруг них создаются полулегальные схемы ухода от налогов тех, кому льгота не досталась. На льготах в прежние годы зарабатывали в первую очередь люди из окружения президента Кучмы, близкие мэрам и губернаторам. На карте страны возникали целые регионы с характерными чертами "черных дыр". Льгота любит криминал. Ему возле них раздолье. Самим же льготчикам, как правило, от своей особенности не много толку.

Скажите, разве процветает у нас село, которое всегда имело различные льготы? А горняки? А ветераны Чернобыля? Скорее, расцвели те, кто под знамена их льгот подладили свои дела.

Нынешнее правительство нацелилось на искоренение льгот. Одним из важных пунктов этой программы оказалось... закрытие СЭЗ и ТПР (свободных экономических зон и территорий приоритетного развития), имевших серьезные льготы. Мотивировали идею тем, что толку от них стране мало, а вред большой. Мол, через них проводят всяческие темные операции и теневые схемы. С этим утверждением можно согласиться. Возможно, так оно и было. Но махинации и схемы процветали по всей стране. СЭЗ же были призваны привлечь иностранные инвестиции, создать новые технологии и обеспечить рабочие места в так называемых депрессивных регионах.

Кстати, с рядом задач СЭЗ и ТПР справились. Поверив гарантиям страны, иностранцы открыли на специальных территориях ряд производств, вложили уже миллионы долларов и евро, имели планы дальнейшего расширения бизнеса в Украине. Многих иностранцев сдерживала политическая нестабильность, которая, казалось, должна была завершиться после "оранжевой революции". Но, как говорится, "не так сталося, як гадалося"...

Правительство "народного доверия" ополчилось на все без исключения СЭЗ. Иностранцы заволновались. Пошли разговоры о возможных исках к украинским властям в связи с изменением условий работы. Словом, вместо элементарного наведения порядка правительство замахнулось на всю систему в целом и может с водой выплеснуть ребенка. А между тем мировой опыт развивающихся стран показывает, что именно СЭЗ и ТПР становятся двигателем прогресса и магнитом, притягивающим денежки самых богатых стран и международных корпораций. Наши мудрецы как бы равняются на Запад, но не могут выработать экономическую стратегию, полезную для страны.

На наш взгляд отмена льгот возможна при одновременном изменении налогового законодательства в целом. Только ослабление налогового пресса для всех без исключения сделает ведение бизнеса в стране более привлекательным как для местных предпринимателей, так и для серьезных инвесторов. Правила должны быть четкими, прозрачными, понятными и стабильными.

В свои первые 100 дней правительство Леди Ю. эту задачу не только не осилило, но даже четко не обозначило. Движение отечественной экономики пока напоминает бег по пересеченной местности в разные стороны одновременно.