Номер 18 (763), 13.05.2005

НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС... БОЛОНСКИЙ

19 мая случится то, что способно повлиять на будущее нашей страны даже больше, чем пресловутая политреформа. В этот день министр образования и науки Украины С. Николаенко должен поставить подпись под "Болонской декларацией", что будет означать присоединение нашей страны к единому европейскому пространству высшего образования. Конкретно это означает, что Украина берет на себя обязательство унифицировать высшее образование согласно европейским канонам, для чего, в частности, необходимо ввести систему зачетных единиц, которая получила название кредитно-модульной.

Эти новации – головная боль всех ректоров страны.

Одесские ректоры – не исключение. Соглашаясь в принципе с необходимостью перехода на европейские стандарты образования, они, тем не менее, указывают на большое количество проблем, которые придется решать, что называется, на марше.

Самый большой опыт в этом плане наработан в национальном морском университете, где уже десять лет используют модульную систему обучения. Мы привыкли, что студент, прежде чем стать дипломированным специалистом, должен изучить строго определенное количество предметов. Степень его подготовки определяется во время сессий – на зачетах и экзаменах. Кредитно-модульная система предоставляет студенту возможность относительно свободного выбора дисциплин. Гораздо раньше, нежели при нынешней системе, он может определиться со своей будущей специализацией, и в зависимости от этого выбирать тот круг предметов (модуль), который позволит ему стать специалистом именно в данном направлении.

— Кредитно-модульная система, – говорит ректор национального морского университета Ирина Морозова, – рассчитана, прежде всего, на тех, кто намерен получить хорошие знания. При этой системе студенту приходится работать не "от сессии до сессии", а ежедневно и напряженно. Потому нам предстоит большая работа над перестройкой сознания студентов.

Не меньше проблем возникнет и у преподавателей, считает ректор экономического университета Михаил Зверяков. Во-первых, резко увеличивается интенсивность их труда: ведь теперь преподаватель курирует не группу в целом, а отдельных студентов, помогая им в выборе специализации, модулей, и даже в трудоустройстве.

— Но какой может быть "Болонский процесс" при зарплате в тысячу гривен?! – резонно замечает ректор аграрного университета Сергей Карлюк. – Даже Эфиопия, приглашая наших профессоров, обещает платить в месяц полторы тысячи долларов!

Однако самая большая забота ректоров – как не растерять достоинства, присущие отечественной высшей школе.

— Мы всегда относились к преподаванию как к творческому процессу, – говорит ректор национального политехнического университета Валерий Малахов. – Такой подход выгодно отличает наших выпускников, которые, попадая за границу, довольно быстро адаптируются, включатся в производственную деятельность, даже если она напрямую не связана с полученной специальностью.

— Я считаю, что в нашей стране образование значительно лучше, чем во многих странах западного мира, – вторит ему ректор медицинского университета Валерий Запорожан. – У нас есть добрые традиции не только образовывать, но и воспитывать. В западных вузах такого подхода нет. Человек пришел в университет, его обучили технологии: эта таблетка – от головной боли, эта таблетка – от боли в животе, – и вперед, зарабатывай деньги. Мы отличаемся как раз тем, что в наших вузах немало времени и внимания уделяется именно воспитанию.

Ректор экологического университета Сергей Степаненко обращает внимание на то, что у руководителей вузов практически нет возможности влиять на министерские решения. Показательный пример. Согласно законопроекту о высшем образовании студентам должно быть предоставлено право делегировать в состав предметных приемных комиссий до 20 % членов комиссии. К чему это приведет, нетрудно представить.

А что думают по поводу предстоящих нововведений студенты? Они в целом положительно отнеслись к новшествам. 60 % опрошенных полагают, что кредитно-модульная система должна их дисциплинировать. 90 % студентов считают необходимым увеличить количество специальных дисциплин. И практически всех без исключения студентов соблазняет надежда, что к 2010 году дипломы отечественных вузов будут "конвертироваться" в Европе, а значит, наши выпускники смогут беспрепятственно конкурировать с коллегами из других стран на богатом европейском рынке специалистов.

Елена ДАРАКОВА.