Номер 40 (1334), 21.10.2016
Недавно Кабинет Министров принял Постановление, регулирующее взаимодействие государственных электронных информационных ресурсов. Эту новость прокомментировал на своей странице в Фейсбуке известный одесский программист Петр Обухов.
По его мнению, принятие данного Постановления - одна из главных новостей года.
"Как-то видел такую шутку, - пишет П. Обухов, - "Когда программисты придут к власти, целые министерства заменят на небольшой скрипт".
В этой шутке только доля шутки.
"Я считаю, что действительно можно прийти к чему-то подобному, и вот как я это вижу.
В первую очередь нужно перевести все базы данных и реестры во всех органах власти в электронный вид. Насколько я понимаю, наша страна уже неплохо в этом отношении продвинулась. Вся работа всех чиновников на всех уровнях должна сводиться к вводу или изменению каких-то данных в разных базах. Вася женился на Кате? Окей, чиновник в ЗАГСе открывает демографический реестр и ставит там отметки о том, что теперь они муж и жена. Миша купил земельный участок или квартиру? Окей, соответствующий чиновник вносит данные в реестр. Судья принял решение о каком-то имуществе подсудимого? Он отправляет электронный запрос чиновнику, и тот вносит изменения в реестрах.
Чтобы эта система заработала, нам нужно, чтобы между органами власти была возможность такого электронного общения. Именно это и предлагается сделать правительством. А для доступа ко всем госуслугам нужен цифровой ключ - именно этот функционал и "зашит" в новые украинские паспорта-карточки.
Фактически весь государственный аппарат должен перейти под такую огромную электронную систему управления государством. Она будет включать в себя реестры, различные роли и права доступа. У каждого чиновника и у каждого гражданина должен быть доступ в эту систему с определёнными правами. Все решения всех чиновников должны фиксироваться в этой системе"... Затем, утверждает П. Обухов, нужно будет создать новую систему законов, специальный язык программирования, достаточно простой, чтобы на нем законодатели и правительство могли описывать алгоритмы работы этой системы. На этом языке должны быть описаны все административные услуги. И Верховная Рада должна будет издавать свои документы на этом языке программирования.
"Единственной задачей чиновников, - полагает П. Обухов, - останется связь этой электронной системы с реальностью. Например, чиновник, который определяет, нуждается ли семья в субсидиях, должен будет прийти к семье домой, посмотреть на состояние их жилья и внести эту информацию в базу данных в виде числовой оценки. Дальнейшее решение принимает программа по алгоритму, принятому Верховной Радой. Желательно, чтобы принятие решений было максимально передано программам, а чиновник должен лишь поставлять исходные данные".
Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.