Номер 38 (1283), 9.10.2015
Эксперты Ассоциации содействия самоорганизации населения провели общественный мониторинг расходов бюджета города на финансовую поддержку КП "ЖКС", которые предоставляют услуги по содержанию жилого фонда и придомовых территорий.
Было выявлено, что четкой системы определения результативности и эффективности расходов городского бюджета на поддержку КП "Жилищно-коммунальный сервис" на сегодня фактически не существует.
По словам эксперта Олеси Голинской: "В отчетах райадминистраций бросается в глаза малое количество показателей (3-5 по каждому заданию), в то время, как Минфином рекомендовано минимум 10-12. Поэтому нельзя сформировать представление, куда именно израсходованы миллионы из городского бюджета и как это сказалось на качестве содержания жилищного фонда".
Мониторинг также показал, что расходы на поддержку КП "ЖКС" в разных районах города неравномерны. И такое различие объемов финансирования ничем не обосновано. Так, в 2014 году больше всех получил ЖКС "Северный" - 9761 тыс. грн.
Эксперты сравнили, как изменялось в последние годы бюджетное финансирование ЖКХ в расчете на одного жителя в зависимости от района Одессы. Опять же, наиболее благоприятной оказалась динамика по Суворовскому району, а меньше всего росли расходы для жителей Малиновского района. То есть, одесситы оказались в неравном положении. Такое неравномерное распределение нарушает принцип субсидиарности, основанный на максимальном приближении каждого члена общества и равном доступе к услугам. Ведь налоги, которые поступают в бюджет, уплачиваются жителями и предприятиями на равных условиях. Следовательно, и распределяться эти средства должны на тех же принципах.
Экспертиза показала, что долгосрочное прогнозирование результатов бюджетных расходов в сфере ЖКХ в городе вообще отсутствует, что не позволяет принимать качественных управленческих решений, в том числе связанных с привлечением инвестиций.
Из восьми КП "ЖКС" Одессы только по трем на сайте городского совета есть подробная информация с контактами как их руководителей, так и их производственных участков, диспетчерских служб. Такая детализация содействует большей открытости деятельности жилищно-коммунальных предприятий и позволяет гражданам осуществлять прямые запросы и обращения по месту жительства.
После передачи в 2015 году функций главного распорядителя средств от райадминистраций к Департаменту городского хозяйства ситуация несколько улучшилась, но большая часть перечисленных проблем сохранилась.
Заместитель председателя Ассоциации содействия самоорганизации населения Анна Трепалюк считает, что формирование четких показателей результативности расходования городского бюджета в сфере ЖКХ и максимальная открытость этого процесса - это не только дань инструкции, это мощное средство привлечения жителей города к развитию жилого фонда, повышения их ответственности за решение городских проблем, способ налаживания диалога с властью.
Общественный мониторинг реализации программы финансовой поддержки КП "ЖКС" в г. Одессе был выполнен при поддержке Международного фонда "Возрождение".
Для справки. Всего на жилищно-коммунальное хозяйство из бюджета Одессы в 2014 году было потрачено 39,1 млн грн (средства, взимаемые КП "ЖКС" с потребителей как оплата за услуги, в эту сумму не входят). Из общей суммы расходов 86,4 % составляют расходы на финансирование ЖКС по содержанию жилищного фонда, остальные же 13,6 % - это расходы на компенсацию ЖКС затрат, связанных с освобождением жителей аварийного и ветхого фонда от оплаты за услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (СДСПТ). В 2015 году эти расходы сократились на 65 % в среднем по городу.