Номер 34 (1030), 3.09.2010
Однажды Вера Павловна Абрамова, первая жена писателя А. С. Грина, спросила его вторую жену, Нину Николаевну: "За что вы любите Александра Степановича?" - "И когда я ответила, что, видимо, за внутреннюю созвучность, за умение быть ласковым, бережным и нежным, - вспоминала потом Н. Н. Грин, - она сказала: "Да, Александр Степанович очень ласков и нежен, теперь моя жизнь в этом черствее".
23 августа исполнилось 130 лет со дня рождения Александра Степановича Грина (А. С. Гриневского). Познакомиться с яркими страницами биографии известного писателя, полистать уникальные издания начала XX века - первый сборник его рассказов "Шапка- невидимка", 1908 г., который был в свое время запрещен царской цензурой; первые издания сборников: "Рассказы" 1923 г., "Сердце пустыни" 1924 г., "История одного убийства" 1926 г., "Капитан" 1926 г., а также первые публикации Грина на страницах периодических изданий - в журналах "Трудовой путь" за 1907 год, "Образование" за 1908 год (где также печатались произведения А. Толстого, Ф. Сологуба, А. Луначарского, А. Блока, и других маститых литераторов того времени) или же открыть своего Грина, - иными словами ответить на вопрос: за что вы любите Александра Степановича? - можно в стенах Одесской национальной научной библиотеки имени М. Горького на книжной выставке "Алые паруса: курс на XXI век".
Нет смысла отрицать, что автор "Алых парусов", "Бегущей по волнам", "Золотой цепи", да и многих других не менее захватывающих произведений, хорошо знаком и любим... Но природа этой любви не то чтобы странная, а, скорее современна, на булгаковский манер (когда одиозный управдом Пушкина не читал, но знал, - "А за квартиру кто платить будет? Пушкин, что ли?"). Страдал Грин от такой горе-популярности в далекие 1920 годы и доверительно сетовал: "Вы меня как писателя совсем не знаете. И всего меня вы не читали. А если прочтете, будете лучше и знать, и понимать меня..." И, как ни парадоксально это сегодня звучит, - читать, знать и понимать Грина необходимо хотя бы потому, что в жестком хитросплетении событий, когда, казалось бы, развенчаны все духовно-ценностные ориентиры современного мира, человек (потому что еще человек!) испытывает острую необходимость в романтике, в мечте и той уникальной животворящей чистоте, которую, как особый "блистающий мир", создал А. Грин. Создал на жестких реалиях бурного начала XX века - революция, война, голод, грязь, разруха. Создал из череды испытаний - аресты, ссылки, бродяжничество, болезни, которые прошел честно и мужественно, не озлобившись и не омрачив внутренней чистоты. Поэтому образы его произведений при всей своей романтичности не эфемерны, а реальны, ощутимы и, думается, очень нужны сегодня в нашем сложном XXI столетии.
Несмотря на огромный пласт произведений, первое, с чем ассоциируется имя писателя, - повесть "Алые паруса". Именно эта феерия покорила и продолжает покорять многих. Кто из юношей не мечтал стать капитаном или путешественником, покорять морские просторы, окунаться в авантюры? Кто из девушек не грезил алыми парусами? Романтика - лекарство на все времена! Помимо чистых, светлых оттенков, освещающих душу читателя, "Алые паруса" явились вдохновением для многих художников - иллюстраторов феерии. Поэтому отдельным разделом книжной выставки являются как раз "Алые паруса" с иллюстрациями Ю. Бельковича, Е. Штанко, И. Эстиса, П. Алексеева, В. Солдатова, В. Савченко, М. Виденского, О. Чернакова, М. Цветкова, Т. Толстой, В. Стильве, А. Векслера и многих других. Работы художников не только уносят нас в полную чудес страну Гринландию, но и позволяют увидеть и точнее понять сегодняшнюю художественную транскрипцию романтического символа прошлого века.
Интересные, малоизвестные моменты биографии писателя живо и увлекательно изложены в книге жены писателя Нины Николаевны Грин "Воспоминания об Александре Грине". Это одно из последних изданий, где читателям предоставляется замечательная возможность познакомиться с ранее не опубликованными дневниковыми записями автора, письмами и стихами, а также уникальными фотографиями и... легендами. Трудно поверить, но в 1920 годы по литературному Питеру весьма уважаемые люди передавали из уст в уста следующее предостережение на счет писателя: "Берегитесь его, он опасный человек: был на каторге за убийство своей жены. И вообще прошлое его очень темное: говорят, что, будучи матросом, он где-то в Африке убил английского капитана и украл у него чемодан с рукописями. Знает английский язык, но тщательно скрывает это, а рукописи постепенно печатает как свои..."
Представлены на выставке произведения писателя, среди которых полное собрание сочинений 1965 года. В чем его уникальность? Дело в том, что это практически первое полное собрание сочинений А. С. Грина. Хотя хорошо известно, что уже при жизни в 1913 году питерское издательство "Прометей" выпустило на тот момент полный трехтомник его рассказов. Затем в конце 1920-х издательством "Мысль" решено было издать 12- томник, из которого свет увидели только восемь, и, как утверждают современные гриноведы, там содержался ряд неточностей и ошибок в тексте. В основу издания полного собрания сочинений А. С. Грина 1965 года был положен проект самого писателя (сохранившийся в ЦГАЛИ) и подготовлено оно было при участии вдовы писателя Н. Н. Грин.
На экспозиции не менее интересные отдельные издания 1920 годов, а также периодика с первыми публикациями его рассказов. Только окунувшись в это безграничное писательское море, можно раскрыть полифонию одаренности Грина, все разнообразие его творчества как романтика и сказочника, как реалиста и психолога.
Конечно же, особый интерес у одесситов вызывает пребывание Александра Грина в нашем городе. Именно с Одессы начинается его "хождение в мир". В 1896 г. Грин, в возрасте 16 лет, изрядно наломав дровишек в родной Вятке, начал собираться в дальние страны, т. е. в Одессу. Однако здесь не оправдались его романтические мечты и ожидания - получить работу матроса на корабле ему не удалось. Один внешний вид - слабогрудый юноша в охотничьих сапогах, ученической куртке и широкополой шляпе - давал понять, что он не справится с тяжелой профессией матроса, от капитанов чередой следовали отказ за отказом. Жить было не на что. Но упрямым романтикам везет, и Грина все же берут матросом на пароход, совершающий рейс Одесса-Батум-Одесса. Однако по прибытии в Одессу он понял, что жизнь моряка, увы, не для него. На этом заканчивается пребывание Грина в Одессе, но не заканчивается связь писателя с городом, его жителями.
Замечательно, что именно Одесса положила начало или, вернее, утвердила родившуюся в юности любовь к морю. Особо отмечал и любил Александр Степанович шум и грохот порта, его неповторимый корабельно-морской запах. Это осталось в нем с юности, читаем в воспоминаниях Н. Н. Грин: И именно "с Одессы, когда, работая или ища работу и пищу, целые дни толкался он по порту, его закоулкам, припортовым кабачкам и харчевням, острые запахи моря, крики и песни моряков и грузчиков, ароматы выгружаемых товаров, фруктов, суета работы, дали неизвестных, впереди лежащих путей, песней вошли в его душу и остались там навсегда".
Многие события, приключившиеся с Грином в Одессе, нашли свое художественное отображение в его произведениях. Так, знакомый Грина Силантьев, как явствует из воспоминаний, "в Одессе одевает юного Александра в свой старый, но еще хороший костюм и ботинки. Эта действительность поэтизирована в "Золотой цепи" образом Санди (уменьшительное от Александра) - разная по качеству благ, но равная по ощущениям бедной, усталой юношеской души. И как хорошо, что Грин всегда помнил эти чувства".
Не обходилось и без курьезов. Так, в свое время Александр Степанович поведал одну историю, связанную с Одессой. В 1920 годы в нашем городе жил врач-венеролог по имени А. Грин, который занимался (совершенно по-одесски) переделкой для театра произведений какого-то популярного в то время французского писателя и среди прочих написал пьесу "Проститутка", которая, как и другие его работы, печаталась и шла в театре под авторством А. Грин. Многие за автора приняли Александра Степановича и обращались к нему по различным вопросам и с поздравлениями. Поначалу Грин обиделся: как люди, знакомые с его творчеством, стилем изложения, могли принять его за другого, занимающегося столь "грязным" делом? И чуть было не отправил одесскому Грину письмо с предложением сменить псевдоним. Но, узнав, что это настоящая фамилия врача- венеролога, отказался от этой идеи, сказав: "Черт с ним! Ведь не виноват же он, что родился А. Грином".
Несмотря на то, что Грин грезил морем, мечтал о профессии моряка, в реальности он был более железнодорожным путешественником. Собственно, и мир путешествий - поездка в Одессу на паровозе - начинается для него железнодорожными странствиями. Именно встреча на железнодорожном вокзале буквально спасает ему жизнь. Случилось это в 1919 году. Тогда красноармеец А. Грин - изголодавшийся, грязный, завшивевший, обросший бородой, в замызганной красноармейской шинели, с маленьким мешком за спиной - тусклым зимним утром сидел в небольшой красноармейской чайной, битком набитой разговаривающими, поющими, ругающимися и смеющимися людьми. Он сидел в углу за маленьким столиком и читал книгу "Поглотители" итальянской писательницы Анни Виванти. Окончив чтение, оглянулся вокруг: шум, гам, суета, клубы махорочного дыма, грязь. "И я понял, что так больше не могу, что я должен уйти отсюда совсем, пусть лучше меня расстреляют как дезертира", - рассказывал Александр Степанович. Положив книгу в мешок и, выйдя из чайной, он поплелся в сторону железной дороги. На станции поездов не было, и лишь на третьем пути стоял санитарный поезд. На одной из вагонных площадок Грин увидел врача. "Ваш поезд куда уходит?" - спросил он. "В Петроград", - лаконично ответил врач. "Не возьмете ли вы меня с собой?" - прошептал Александр Степанович. "А чем вы больны?" - спросил врач и, внимательно осмотрев, буркнул: "Туберкулез", затем приказал санитару вымыть, остричь и положить красноармейца в больничную койку. Ночью поезд двинулся. По заключению врачебной комиссии, Александр Степанович получает двухмесячный отпуск по болезни. Довезли до Петрограда. "Ты спас меня, ты спас меня...", - шептал Грин не то врачу-латышу, не то поезду.
Позднее, поселившись в Крыму и будучи уже известным писателем, он все равно не изменял железной дороге. Тогда Грин предпочитал путешествовать всегда вместе с женой, Ниной Николаевной, в тихом, спокойном купе, не вмешиваясь в различные разговоры, тем более споры. Билеты брали всегда в третьем классе, поскольку на большее средств не хватало. Умея ценить маленькие бытовые радости, они запасались разными вкусностями и наслаждались поездкой. В одну из таких поездок произошла интересная встреча. К ним в купе подсел молодой человек, и в незатейливой беседе поведал, что сам библиотекарь и очень жалеет, что, будучи в Феодосии, не познакомился или хотя бы не увидел живущего там А. Грина. "Очень люблю его книги, - разоткровенничался спутник, - а вы читали их?" Грин с супругой переглянулись. Нина Николаевна уловила в глазах мужа и смущение, и иронию. "А вы случайно не знакомы с ним, - не унимался попутчик, - ведь живете в Феодосии?" Нина Николаевна, желая переключить разговор, стала спрашивать о всяких пустяках, но собеседник, как бы и не слышал, и, все более и более увлекаясь, начал перечислять произведения Грина и восторженно отзываться о них. Как только начались восторги, Александр Степанович остановил собеседника: "Я принужден извиниться перед вами, что сразу не сказал, кто я. Я - Грин и мне неудобно слышать о себе такие пылкие отзывы, так что давайте прекратим разговор о Грине и поговорим о многих других хороших вещах". Попутчик смутился, стал трогательно извиняться. Постепенно разговор вовсе стих, и еще целый час они ехали в напряженном молчании, пока спутник не сошел на нужной ему станции.
Читательское суждение всегда ценно и важно как для автора, писателя, так не в меньшей степени и для самого читателя. В этом суждении определяется, выкристаллизовывается то личностное, а стало быть, искреннее отношение к писателю, к произведению и рождается осознание себя уже в общем контексте творческого. А потому, невзирая на всегдашнюю, уже ставшую хронической, занятость, попытайтесь поразмышлять: за что вы любите Александра Степановича? А поможет вам в этом богатейшая книжная экспозиция "Алые паруса: курс на XXI век".
Людмила АНТИПОВА,
Тамара КУХАРУК,
сотрудники ОННБ
им. М. Горького.