Номер 32 (1376), 1.09.2017

НА ПОЛВЕКА РАСТЯНУЛАСЬ
"ВЕРТИКАЛЬ"

Когда в июле 1967 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм Одесской киностудии "Вертикаль", то его авторы даже в самых смелых мечтах и предположить не могли, что спустя полвека эту картину не только не забудут, а, напротив, даже будут регулярно показывать по телевидению.

А ведь фильма могло и не быть.

Если верить автору сценария Сергею Тарасову, то первоначальный замысел имел мало общего с тем, что затем увидели зрители. У него была "история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении".

Снимать эту историю сперва доверили молодым постановщикам Николаю Рашееву и Эрнесту Мартиросяну. Это потом Н. Рашеев прославится "Бумбарашем", а Э. Мартиросян станет мастером армянского кинематографа. А пока что, находясь под влиянием прогремевшего на весь мир фильма Сергея Параджанова "Тени забытых предков", молодые соавторы написали такой режиссёрский сценарий, что вышел форменный сюрреализм: была там даже такая сцена, как альпинисты ползут по Красной площади, вбивая ледорубы в брусчатку. На Одесской киностудии, понятное дело, пришли в ужас, режиссеров немедленно отстранили от съемок, а спасать "плановую единицу" с отчаяния доверили другим дебютантам - студентам ВГИКа (мастерская Якова Сегеля) Станиславу Говорухину и Борису Дурову. Это была их дипломная работа.

С. Говорухин вспоминал впоследствии, что взялся за эту работу, потому что часто встречался с альпинистами, когда после окончания геологоразведочного факультета Казанского университета работал по специальности. К тому же его и Бориса Дурова манила перспектива снимать картину в горах, что вполне отвечало романтическим настроениям 1960-х.

Никто больших надежд на этот фильм не возлагал. Дебютанты не получили в свое распоряжение ни одной из тогдашних "звезд", кроме разве что Ларисы Лужиной. Прочие исполнители основных ролей - Геннадий Воропаев, Маргарита Кошелева, Бухути Закариадзе, Расми Джабраилов и даже Владимир Высоцкий в ту пору еще мало кому были знакомы.

Фильм снимался в Приэльбрусье с июля по декабрь 1966 года на чёрно-белую плёнку. Дублерами актеров были известные альпинисты, мастера спорта СССР.

"Мы жили всей группой в гостинице высоко в горах вместе с альпинистами, - вспоминал С. Говорухин. - Они тянулись к артистам. Душой компании был Владимир Высоцкий. Он отличался удивительной общительностью и умением создать неприхотливую обстановку. Гитара всегда была с ним, и он пел, даже когда его не просили. Проверял на слушателях новые песни. Это там и тогда родилась - "Если друг оказался вдруг..."


Лариса Лужина была уверена в том, что без такой дружеской атмосферы песни Высоцкого вообще не были бы написаны. Более того, С. Говорухин говорил сочинителю, если получатся песни, будет хорошо, а не получатся - "обойдемся как-нибудь".

Сам же В. Высоцкий вспоминал, когда ему предложили сниматься в картине, сначала он не хотел ехать, "потому что страшно в горы лезть - зачем это нужно? Такое ощущение у всех, кто первый раз едет в горы. Но когда они уезжают, они начинают других убеждать, что это не так, что как раз умный-то в гору и пойдет. Мы три недели тренировались, лазили, жили на леднике. Я написал несколько песен для фильма этого. Сначала не думал, что буду писать, потому что не знал, о чем. Я увидел там настоящую мужскую дружбу, которая может быть только у Ремарка в "Трех товарищах" и вот в горах у альпинистов - больше нигде".

Для фильма В. Высоцкий создал несколько песен: "Песня о друге" ("Если друг оказался вдруг..."); "Вершина" ("Здесь вам не равнина..."); "Прощание с горами" ("В суету городов и в потоки машин..."); "Свои обиды каждый человек..." и "Скалолазка" ("Я спросил тебя: "Зачем идёте в гору вы?"). Первые четыре песни были выпущены в 1968 году фирмой "Мелодия" на гибкой грампластинке "Песни из кинофильма "Вертикаль". Что касается двух других песен, то фонограмма из фильма является единственным известным авторским исполнением песни "Свои обиды каждый человек...", а "Скалолазка" в окончательный вариант картины не вошла, как и эпизод, для которого она была написана.

Сейчас, конечно, абсолютно ясно, что именно песни "вытянули" всю эту более чем скромную по своим достоинствам картину. Многие люди вспоминали, что ходили смотреть "Вертикаль" по нескольку раз с блокнотом и ручкой, чтобы записать слова песен. За один только первый год проката фильм посмотрели около 33 млн зрителей - пятый результат по посещаемости за всю историю Одесской киностудии. После этой картины известность В. Высоцкого "выросла до небес", и он стал одним из самых популярных советских актеров.

Но "Вертикаль" не только для него стала стартовой площадкой. Автор сценария Сергей Тарасов впоследствии сам снял несколько известных фильмов ("Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Чёрная стрела"). Помогавший постановщикам Степан Пучинян поставил затем ряд "боевиков", в том числе "Тайна мадам Вонг" по сценарию С. Говорухина. Также по сценарию С. Говорухина Борис Дуров снял самый кассовый фильм в истории советского кинематографа "Пираты ХХ века" (посмотрели свыше 87 млн зрителей). Что же касается С. Говорухина, то постановщик фильмов "Место встречи изменить нельзя" и "Ворошиловский стрелок" в рекомендациях не нуждается.

А скромную эту черно-белую ленту смотрят уже новые поколения зрителей.

Александр ГАЛЯС.