Номер 29 (825), 28.07.2006

К 180-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева

"ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!"

Всеми нами с детства любимы прекрасные народные сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Морозко", "Морской царь и Василиса Премудрая", "По щучьему велению", "Баба Яга", "Гуси-лебеди", "Кощей Бессмертный"... Но не каждому даже взрослому читателю известно, что знанием всех этих и многих других сказок современники в огромный степени обязаны одному человеку – замечательному фольклористу, историку, литературоведу А.Н. Афанасьеву.

Александр Николаевич Афанасьев родился в 1826 году в уездном городке Богучары Воронежской губернии в семье мелкого судейского чиновника. Детские годы будущего ученого прошли в городе Боброве Воронежской губернии.

После окончания в 1844 году воронежской гимназии, в которой Саша проявил склонность к самостоятельным серьезным занятиям в противовес схоластике и рутине, царившим в этом типичном провинциальном учебном заведении, он поступил на юридический факультет Московского университета. За четыре года учения в одном из основных духовных центров Европы середины XIX века А.Н. Афанасьев сформировался в серьезного ученого демократических взглядов. Он внимательно следил за передовой мыслью России, отражал в дневниках общественное движение в стране, высказывал антикрепостнические, антипоповские взгляды. В студенческие годы была опубликована и первая его научная статья – "Государственное хозяйство при Петре Великом", увидевшая свет в 1847 году в журнале "Современник". Об этой статье, в частности, хорошо отозвался В.Г. Белинский. Как одному из лучших студентов Афанасьеву было доверено прочитать самостоятельно подготовленную лекцию "О влиянии государственного (самодержавного) начала на развитие уголовного права в XVI и XVII столетиях на Руси". Содержание лекции, прочитанной в Московском университете в присутствии министра народного просвещения России графа С.С. Уварова, свидетельствует об оригинальности взглядов на предмет молодого ученого.

В 1845-1862 годах А.Н. Афанасьев, успешно окончив Московский университет, служит в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Время работы в главном архиве было чрезвычайно плодотворным: молодой ученый изучает документы прошлого, печатает многочисленные научные статьи, критические заметки, рецензии, библиографические работы на исторические, литературные, фольклорные темы, редактирует журнал "Библиографические записки". Особый интерес и признательность современников вызвали источниковедческие работы о А.Д. Кантемире, Д.И. Фонвизине, А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, других писателях, поэтах, драматургах, сопровождавшиеся публикацией рукописей, писем и литературных произведений, ранее неизвестных широкому читателю. Не прошли незамеченными и интереснейшие статьи А.Н. Афанасьева о корнях мифологии – "Ведун и ведьма", "Колдовство на Руси в старину", "Языческие предания об острове Буяне". Наиболее крупная научная работа А.Н. Афанасьева в этот период – статья "Русские сатирические журналы. 1769-74 гг. Эпизод из истории русской литературы прошлого столетия".

Уже с начала 50-х годов все более и более интересы молодого ученого сосредотачиваются на исследовании славянской мифологии. Именно на это десятилетие и начало 60-х годов приходится самая продуктивная деятельность ученого по сбору и публикации произведений славянского фольклора, в том числе труда всей его жизни – восьми выпусков "Народных русских сказок". В этот сборник вошли, включая сказки, помещенные в примечаниях, а также изъятые цензурой и восстановленные в позднейших изданиях, почти 600 шедевров устного народного творчества, записанных самим А.Н. Афанасьевым и другими собирателями фольклора в Тверской, Тамбовской, Воронежской, Архангельской, Новгородской, Вологодской, Владимирском и иных губерниях, почерпнутые составителем из архива Русского географического общества и записанных В.И. Далем. Сам же Афанасьев справедливо считал именно эту работу "заслугой в русской литературе".

Современники высоко оценили подвижнический труд ученого-фольклориста за полноту собрания, тщательность подготовки текстов, удачную систематизацию по темам, стилю, образам. Правда, надо отметить, что встречались и отдельные критические замечания. В частности, Н.А. Добролюбов, в целом отдавая дань громадному труду фольклориста, обратил внимание на то, что в примечаниях отразились идеалистические представления ученого о происхождении народного творчества, характерные для так называемой мифологической школы, к которой тот принадлежал.

Глубокое уважение А.Н. Афанасьева к высокой духовности славянских народов, стремление установить происхождение мифов отчетливо проявились и в капитальном трехтомном труде "Поэтические воззрения славян на природу" (1865-1869).

Большинство его книг и статей подвергались жестоким цензурным преследованиям за демократические взгляды автора. Когда же цензурные препоны удавалось благополучно преодолеть, в бой вступала церковь. Так, в 1859 году в Москве с разрешения цензуры вышел сборник "Народные русские легенды", который сразу же вызвал яростное противодействие высшего духовенства. В результате по протесту обер-прокурора Синода графа А.П. Толстого книга была запрещена. Вмешалась также цензура и в последнюю книгу А.Н. Афанасьева – сборник "Русские детские сказки" (1870). Поистине "сказка ложь, да в ней намек..." Преследования цензуры вынудили фольклориста искать возможность свободного издания за границей в прессе русских революционных эмигрантов: в Женеве вышла анонимно книга "Русские заветные сказки". Уже названия некоторых из них говорят, против кого направлены многие из этих произведений: "Жадный поп", "Поп ржет как жеребец", "Поп – толоконный лоб".

Последние годы жизни ученого прошли в борьбе с тяжелым недугом, в материальных лишениях. В конце 1862 года по обвинению в связях с лондонскими пропагандистами (А.Н. Афанасьев, в частности, встречался с А.И. Герценом) он был уволен из главного архива с запрещением работать в государственных учреждениях. За три года, не имея постоянных источников дохода, Александр Николаевич был вынужден распродать значительную часть своей уникальной библиотеки. С большим трудом ученому удалось устроиться на должность помощника секретаря в Московскую городскую думу. Такой же далекой от подлинных научных интересов была и последняя его работа на съезде мировых судей 2-го округа Москвы. В 1871 году замечательный ученый-фольклорист и этнограф, историк и литературовед, педагог и просветитель, редактор и журналист, знаток народной жизни скончался. Его могила находится в Москве, на Пятницком кладбище.

Время показало непреходящую любовь детского и взрослого читателя к кладезю мудрости народной – сказке. В благодарной памяти потомков навсегда сохранится творческий подвиг А.Н. Афанасьева – собирателя и публикатора фольклора.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Крылатая фраза из "Народных русских сказок А.Н. Афанасьева":

На ходу подметки режет. Так шутливо говорят о человеке, способном на мошеннические проделки. Выражение это возникло из русской народной сказки о ворах. Старый вор согласился взять в товарищи себе молодого парня, но с уговором: "Возьму... если украдешь, что она не услышит и с гнезда не слетит". – "Экая диковина!" – ответил парень. Вот отправились они вместе, нашли утиное гнездо и поползли к нему на брюхе. Пока еще дядя (вор) подкрадывался, а парень уж все яйца из гнезда повыбрал, да так хитро, что птица и пером не шевельнулась; да не столько яйца повыбрал, мимоходом у старого вора из сапог подошвы повырезал. "Ну, Ванька, нечему тебя учить, ты и сам большой мастер!"

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.