Номер 21 (917), 13.06.2008
По предварительным данным тестирование показало, что в Украине всего 30 % выпускников знают предметы на "хорошо" и "отлично". Более 60 % - троечники. Хотя к тестам можно было подготовиться на все 100 %. С чем это связано мы решили выяснить у специалистов.
В областном институте усовершенствования учителей шла запись на дополнительное тестирование. Те, кто болел, был на учебе за границей, на соревнованиях, в армии, регистрировались в приемной комиссии. Также рассматривались вопросы опоздавших на экзамен школьников и пришедших без документов, вследствие чего они не были допущены к экзаменам.
- Каждый вопрос рассматривается индивидуально регламентной комиссией, - сказал заместитель директора института Юрий Богатый.
Спрашиваю его, насколько были психологически подготовлены ребята к тестированию?.
- Мы сделали все возможное, - отвечает Ю. Богатый, - чтобы психологически подготовить школьников к тестированию. В феврале-марте проводилось пробное тестирование на базе вузов и институтом усовершенствования по 11 предметам. Были созданы все условия, чтобы приблизить их к "боевым". Наша цель - подготовить к тестированию не только школьников, но и экзаменаторов. Отработали доставку ребят в школы, проведение экзамена.
Необходимость введения тестирования для учащихся и подготовку к нему обозначили в областном управлении образования и научной деятельности.
- Независимое оценивание знаний выпускников общеобразовательных школ - это не дань моде и не просветительский эксперимент, - сказал начальник управления Дмитрий Демченко, - это своеобразная реакция на потребность общества знать настоящий уровень знаний молодых людей, которые оканчивают школу, это создание одинаковых условий для получения аттестата об общем среднем образовании и, наконец, весомая преграда коррупционным действиям на этапе вступления абитуриентов в высшие учебные заведения. Поэтому к введению системы независимого оценивания приковано внимание широкой общественности. Я - сторонник внешнего тестирования. Недостатки можно найти везде. Ученые и практики сейчас ведут дискуссии вокруг того, что данная форма заключительной проверки учебных достижений учеников почти не используется в педагогической практике, что является нарушением дидактического принципа о наличии аналогичной практики. К сожалению, это действительно так, но положение дел улучшается. У нас сегодня во всех районах, в которых идет тестирование, есть необходимые тренировочные сборники и педагогическая пресса, которая размещает много материалов для учителей-практиков по использованию тестовых методик на уроках. Все ученики, которые принимают участие во внешнем оценивании качества образования, получили учебное пособие, подготовленное Украинским центром оценивания качества образования, в котором четко расписана процедура тестирования и приведены образцы тестовых тетрадей.
Еще одно часто встречающееся возражение: содержание тестов не совсем адекватно программам и требованиям к учащимся. Ну, тут я бы сказал так: вы не найдете двух учителей, которые были бы одинаково удовлетворены действующими программами и учебниками. В прошлые годы была проведена апробация технологии внешнего оценивания качества образования для выпускников школ. Так что к тестированию- 2008 мы уже были подготовлены.
Участие в тестировании в Одесской области приняли 85 % подавших заявку.
- Большинство из тех, кто не пришел на тесты, - сообщил директор Одесского регионального центра по распространению знаний Анатолий Анисимов, - выпускники прошлых лет. Каждое следующее тестирование проходило с меньшими нарушениями. Но не обошлось без конфуза - в ходе тестирования была зафиксирована попытка списать. Наблюдатели удалили с теста по математике участника тестирования. Работа этого абитуриента будет проверена, но зачтена она не будет.
Кроме того, в Одесской области было выявлено ряд
нарушений. В городах Раздельная, Измаил, Белгород-
Днестровский были недостаточно подготовлены дежурные в
коридорах, они не сопровождали участников к кабинетам. На
одном из пунктов в городе Раздельная ученики вышли из
аудитории, чтобы посоветоваться с учителями по математике. В
Белгороде-Днестровском школьники помогали друг другу
шпаргалками. А в Одессе инструкторы - учителя по математике -
решали вопросы тестов.