Номер 16 (812), 28.04.2006
Культура Новой Зеландии богата и разнообразна. В ней отображены элементы европейских, полинезийских и азиатских реалий. Многие новозеландские писатели получили мировое признание: Екатерина Менсфилд, Аллен Карноу, Джанет Фрейм, Джеймс Бакстер...
Сегодня наш разговор с Коралл Аткинсон (Coral Atkinson) одной из весьма известных писательниц современной новозеландской литературы. Новелла "Cheerio!" в прошлом году получила премию "Press Summer Fiction Award". В 1990 году Аткинсон была награждена "New Zealand Media Peасе Prize" (за вклад в сохранение мира на Земле). Госпожа Аткинсон имеет сайт www.dancingTuatara.co.nz/atkinson/. Творчество этой женщины та страница, которая еще нуждается в своем анализе, и не только литературоведческом. Будем надеяться, что переводы ее произведений появятся в Украине.
Госпожа Аткинсон, что сформировало Вас как писателя? Почему Вы избрали столь нелегкую судьбу писательницы?
Я не знаю, кто совершает свой выбор: Судьба или мы. Я верю: мы рождены, чтобы осуществить в мире несколько вещей. Как говорил Платон, в нас живет демон, очень мощная сила, которая приближает нас к нашей Судьбе. Я знала о своем предназначении с детства. Помню попытку написать первый роман, когда мне было 11 лет. Но я не стала писательницей сознательно. Это не мой выбор, а свыше, поэтому лишь на середине своего жизненного пути я начала уделять серьезное внимание литературе.
По вашему мнению, в чем нуждается настоящий писатель?
Писательство это одиночество. И на первых порах ты этому жутко сопротивляешься. Но нужно приспособиться. Автор нуждается в узнавании, а вознаграждения дают дополнительную возможность почувствовать поддержку и любовь читательской аудитории. Гранты и вознаграждения покупают для настоящего художника Время, чтобы Мастер мог не отвлекаться на будничные вещи, а вместо этого разговаривать с кем-то Высшим. Художники не живут ради денег, они живут ради вечного искусства.
Каковы гранты и премии для писателей в Новой Зеландии? Быть писателем престижно в вашей стране?
Существует многочисленное количество литературных грантов в нашей стране. Но это вовсе не означает, что писатели здесь вообще могут только писать и созерцать мир. К сожалению, Новая Зеландия страна достаточно маленькая (4 миллиона жителей), и это означает, что лишь небольшое количество писателей может получить значительную денежную прибыль от продажи своих книг. Наши писатели сотрудничают с иностранными компаниями, передают права на издание успешных книг и таким образом имеют достаточно значительный доход. Литературный мир ХХI века должен быть открытым, иначе литература погибнет.
Местные книги конкурируют с британскими и американскими продуктами. Конечно, это хорошо. Я уже говорила, литература это открытый мир. И нужно искать внешние пути интеграции. Должен произойти обмен идей. Я согласна с мнением английского поэта Перси Биши Шелли, который сказал, что "поэты неизвестные владыки мира". Литература была всегда рядом с человеком от Македонского до Горбачева во всех империях, во все времена. Без литературы можно выпить цианистый калий или идти на процедуру клонирования.
Госпожа Коралл, в свое время Джордж Сантаяна сказал: "Те, кто не могут вспомнить истории, не наполнят будущего". Вы автор многих исторических романов и киносценариев. Что такое "историческая память", "прошлое"?
История готовит нам очень поучительные уроки. Мы все ученики истории, но каждый должен научиться проводить параллели в своем сознании, чтобы видеть закономерность и законы. Я уже имела возможность наблюдать, как человечество встает на одни и те же грабли и допускает одинаковые ошибки. Афганистан и Чечня, Приднестровье и Нагорный Карабах, СССР и Корея... Мы не видим параллелей истории. А в интернете ответа на это нет. Он в прошлом.
Каково Ваше отношение к войнам в мире? Вся наша планета сегодня словно в огромных ранах.
Война это жестокость и дисгармония. Мне тяжело объяснить, как мы, имея такой уровень интеллекта, понимание трагедии смерти, так часто потопаем в крови и насилии. Вывод один: прекращение войны нуждается в изменении мировосприятия. Представляете войну интеллектуалов-интеллигентов? Нужно набираться интеллигентности именно из литературы. Интернет может наполнить информацией, но лишь книга добротой. И не стоит говорить, что в наше время эти слова потеряны. Это выгодно тем, кто хочет создать мегамонополии на интеллектуальном бездуховном капитале.
Существует такая мысль, что поэты это те, кто контролируют будущее. Может ли литература изменить мир? Какие у Вас предвидения? Сегодня больше негативных или позитивных тенденций в литературе?
Это чрезвычайно сложный вопрос. У меня внутри есть стержень оптимизма, который убеждает в том, что в людях живет добро, а гуманитаризация и развитие демократии должны сделать свое дело. В то же время та жестокость и тирания, которую мы видим на экранах, просто ужасает. Но когда-то должно прийти понимание, что ради сохранения нам нужна вера и достоинство. И тогда мы остановим войны и катастрофы. Для этого должен быть создан всемирный центр координации таких проектов. ЮНЕСКО или любая другая организация с этим не справятся. Нужно привлечь писателей, настоящих научных работников, демократов с мировым именем.
Не могли ли бы Вы сказать несколько слов о типичной жизни новозеландского писателя?
Достаточно тяжело это обобщить и сказать о жизни типичного художника. В Новой Зеландии есть небольшая группа писателей, имеющих возможность зарабатывать своими произведениями. И они полностью посвящают себя искусству: путешествуют, ищут новые идеи, много общаются. Это очень тонкие и высокообразованные люди. Есть писатели, которые получают государственные или частные гранты, и таким способом они живут. Но писатель в Новой Зеландии это всегда уважение и почтение. Эти люди получили, как правило, несколько образований, они учтивы, очень галантны и откровенны. Писательская деятельность это всегда честность и ответственность. Хотя многие (почти все) пережили что-то очень трагическое в жизни. Трагедия дает нам понимание. Это всегда знак. И художник должен его видеть. Если писатель выбирает путь наркотиков он должен оставить литературу. Если он ищет образы в алкоголе и наркотиках, то он теряет связь с искусством. Образы нужно искать в нашем бессознательном и подсознательном мире, но не в алкоголе. Трансперсональная практика через алкоголь это иллюзия.
Какой совет Вы бы могли дать начинающим литераторам?
Я думаю, что первый совет никогда не переставать писать. Я убеждена, что все писатели должны оттачивать свое перо. А поэтому нужно учиться и очень много работать. Многие не хотят этого принимать. К сожалению, художественный инстинкт нуждается в самопожертвования. Нужно научиться слышать себя и за короткое время создавать качественные вещи. Сегодня приходится писать достаточно много. А главное качественно. Много и ни о чем это литературное мошенничество. Это механизм формирования кланов и литературных сект. Самозабвение из-за нехватки таланта.
Быть писателем это врожденный талант. Мне в свое время пришлось по душе мнение американской писательницы Анны Ламотт в ее книге "Птица за птицей: несколько советов для писательства и жизни" (1995 год). По ее мнению, "процесс написания и прочтения уменьшают ощущение нашей изоляции. И это наполняет нашу душу". Конечно, такой эффект имеет и интернет, но он не работает с душой. Это информация. По крайней мере, мы еще не перенесли, не оцифровали качественные произведения искусства в интернет.
Какие изменения произойдут в литературе в ближайшее время? Какие новые идеи и концепции присутствуют сегодня литературе?
Интернет еще изменит наше представление о литературе таким образом, что нам и догадаться пока еще тяжело. Мировая аудитория читателей будет оказывать серьезное влияние на писательские стандарты в мире, учитывая интерактивные возможности между писателем и читателем. Уже существуют определенные схемы. Также нужно пересмотреть системы защиты авторских прав в мире. Один знакомый телеведущий сказал мне так: в будущем писатель это "немножко хакер, немножко бард". Новые технологии изменят наше представление о физической реальности, это касается и книгопечатания. Будущее за печатными технологиями. Гуттенберг и его изобретение это как счеты, в то время как все мы работаем уже с компьютерами. Нужны новые технологии. И я знаю, что они уже есть. Через 10 лет мировой книжный рынок будет полностью реанимирован.
Но останется и обычная книжка. Уже тысячи лет существуют жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло. Но это уже как портрет в кабинете родителей и фото на вашем мобильнике. Книга не исчезнет. Мы же не будем сжигать тонны библиотек? Нужно сделать вывод: без грамотного маркетинга и технологий книге не выжить. Интернет может просто разрушить интерес к прочтению. И это уже повлечет за собой кризис.
Каково Ваше отношение к постмодернистской литературе? Сегодня в мире много шумихи вокруг постмодерной проблематики.
Я не теоретик литературы, поэтому могу дать ответ лишь как писатель, который видит некоторые тенденции, имеющиеся в литературе, по крайней мере, в Новой Зеландии. По моему мнению, все литературные течения возникают в истории человечества, чтобы наполнить смыслом конкретное историческое время. Если посмотреть на политическую карту мира сегодня, то становится жутко. Это какое-то огромное болото, преисполненное гнили человеческого сознания. Постмодернизм должен был раскрыть эти явления в литературе, раскрыть абсурд жизни, конец бытия. Постмодернизм разрушил границы между высокой и низкой литературой. Кому-то это очень понравилось. Написать поэму из двух букв можно, но это не поэма, так же как и "эстетика" крови это не эстетика.
До постмодернизма у нас были ад и рай, а постмодернизм изобрел пургаториум. Это мешанина жанров, стилей, идей. Но это не может продолжаться бесконечно. Поняв катастрофизм жизни, мы должны прийти в себя от того, что сами создали. И, соответственно, нужна новая литература сознательная, идейная, художественная. А не компендиумы и самореплицируемые безыдейные сублимации. Поэтому традиция в литературе никуда не исчезла. Сегодня она возвращается на историческую арену. Величайший писатель Марк Твен как-то отметил: "Мои книги это вода. Книги гениев это вино. Но все люди пьют именно воду". Постмодернисты (которые считают себя гениями) почему-то забыли, что алкоголь в больших дозах разрушает наш мозг, а такая литература не изображает абсурд жизни, а его продуцирует. Художественное произведение должно иметь сюжет, персонажей, пейзажи, интерьер, коллизии, историю... И все должно быть на высоком уровне.
Странно думать, что постмодернизм последняя стадия развития литературного процесса. Процесс является вечным. Думаете, не было в нашей истории таких стадий, таких ситуаций? Мировая постмодернистская литература имеет дело со свободой и демократией. И это я считаю позитивным моментом. Но демократия это не хаос, не анархия. А кто-то умышленно в постмодернистской агонии хочет "продать" одно понятие за другое. Я не против подобной литературы, много тенденций мне по нраву, но сегодня в мире мы возвращаемся к "традиционной литературе". Такая литература это синтез экзистенциальной проблематики, истории и мощной идеи, а также захватывающих сюжетов. Постмодернистский этап мы уже пережили.
Вы приобрели популярность в мире после выхода вашего романа "Яблоко любви". Что побудило вас написать это произведение? Почему роман настолько популярен?
Я ирландка по крови (эмигрировала в Новую Зеландию, когда я была еще совсем ребенком). Я хотела написать об ирландских эмигрантах в Новой Зеландии, о тех временах, об исторической памяти. Меня очень интересуют влияния истории на наше настоящее. Я хотела показать, как события прошлого и в дальнейшем влияют на людей в другом часовом пространстве. Новая Зеландия это новая страна в понимании британцев (европейцы приехали сюда лишь в 1830 году: до той поры это была земля туземцев Маори, живших на острове тысячи лет). Эта тема очень актуальна в художественной литературе. Первые европейские эмигранты в Новой Зеландии были именно ирландцами.
Вы только что завершили работу над книгой "Вторичные люди: формирование новых отношений в середине жизни". Какова ее главная идея?
В нашей стране огромное количество разводов в возрасте 40 лет. Причем, люди жили в браке достаточно долго, потом внезапно расстаются и опять планируют создать семью. Именно в 40. Это проблема Новой Зеландии. Я не могу объяснить, почему происходит именно так: я знаю много друзей, которые прошли через развод и опять женились. Я списала сюжет с жизни Паулы Ваджмайкер. Мы опросили тысячи людей, провели анкетирование и в конечном итоге сделали анализ подобных ситуаций. Я попробовала дать несколько советов тем, кто также планирует расстаться. Это тяжелая психологическая проблема. Книжка приобрела статус бестселлера.
Госпожа Аткинсон, Вы постоянно работаете с историей Новой Зеландии? Почему именно историческая тематика?
История это код памяти. Каждый писатель должен понимать эту связь. Литература это ответственность. И в первую очередь перед своей страной.
2006 год это год Чернобыля в Европе. Чернобыль это мировое предостережение?
Я не политик, а писательница, но всегда выступала против ядерной энергии и против построения атомных станций. Я верю в то, что наступит время, когда человечество сможет существовать без атомной энергии. Я полностью поддерживаю идеи "Новозеландской Ассамблеи против атомной энергии", которая существует с середины 80-х. Я надеюсь, что другие страны также поддержат Новую Зеландию. Я сочувствую тем, кто увидел адскую силу ядерного оружия. Мы делаем все возможное, чтобы прекратить конфликты, связанные с атомным оружием в мире.
Что вы могли бы сказать о политических изменениях в Украине?
В Новой Зеландии телевизионные новости подавали информацию об Украине, и мы были с теми, кто пошел за демократическим выбором.
Известны ли Вам представители украинской литературы?
Я знаю Тараса Шевченко, но должна сказать откровенно, что в нашей стране чрезвычайно мало информации об украинской литературной жизни. Украинских переводов на английском языке немного. Мы знаем об американской, английской, французской, итальянской, ирландской литературах, но украинская это по большей части tabula rasa. Нужно искать пути взаимообогащения, нужно работать над переводами. В последнее время в книжних магазинах случается встретить перевод польских писателей.
Напоследок: если бы Вы имели шанс изменить что-либо в жизни, то чтоб Вы сделали?
Я разделяю мнение англо-ирландского писателя Оскара Уайльда, который сказал, что "грустить из-за полученного опыта означает заключить в тюрьму своё последующее развитие. Отрицать опыт вкладывать неправду в чью-то жизнь. Это все равно, что отрицать существование души". Однако есть одна вещь, о которой я жалею: я начала писать только после 50.
Какие Ваши планы на будущее?
Сейчас я работаю над историческим романом, действие которого разворачивается в 1920-х годах. Также я упорядочиваю антологию новозеландских поэтов Banks Peninsula (штат в Новой Зеландии). Мой новый роман "Paua Tower" о борьбе безработных в период большой экономической депрессии. Роман будет напечатан в апреле этого года. Может, он скоро появится и в Одессе?
Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ, лауреат Международной премии О.
Гончара.