Номер 14 (810), 14.04.2006

ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ

ПЕЩЕРЫ, КАТАКОМБЫ, ЛАБИРИНТЫ

Грунты, на которых стоит наш город, напоминают слоеный пирог, состоящий из различных глин, лессов, песков, ракушечника – прекрасного строительного материала, который залегает широкой полосой на огромном пространстве от Прикарпатья до Аральского моря. Особенно велики его запасы на Одесщине.

Этот камень, лежащий буквально "под ногами", обеспечил быструю застройку Одессы. Город рос и одновременно росли под ним пустоты, образованные при добыче ракушечника. Так возникли знаменитые одесские катакомбы – огромный лабиринт, состоящий из отдельных коридоров. Если их вытянуть в одну линию, то, как считают специалисты, они протянулись бы на 2000 километров. Это расстояние от Черного моря до Балтики.

Кроме этих искусственных пустот (выработок) под городом находится много подземных объемов карстового происхождения, образовавшихся десятки тысячелетий назад вследствие вымывания ракушечника подземными водами. Спелеологи и ныне находят в таких пещерах кости доисторических животных, настенные рисунки первобытного человека...

С первобытных временПЕЩЕРА – образ убежища, укрытия, а также символ материнской утробы, рождения и возрождения, начала и средоточия жизни, центр мироздания. Пещера может иметь и противоположные негативные значения: загробный мир, у кельтов – вход в ад, в психоанализе – регрессивные желания и содержимое подсознания. В мифах и обрядах инициации пещера часто представляется местом, где сконцентрированы жизнетворные силы земли, где вещают оракулы, где посвящаемые возрождаются в духовном смысле, где души видят небесный свет. Священные пещеры и гроты, обычно в холмах или горах (являющихся символами соединения земли и неба) – средоточие духовных сил, часто представленных в виде свода. В Мексике пещеры и карликовые божества дождя являются символами плодородия.

В сказаниях о пророках, богах и героях часто фигурировали пещеры или расщелины – такие, как, например, Лейбадейская пещера, описанная греческим географом Позанием во П в. до н. э. Здесь те, кто обращались к оракулу (говорившему голосом поглощенного Бездной царя-строителя Трофиния) и узнавали свою судьбу, впадали в состояние безотчетного ужаса. Пещера как духовный источник воспринималась также и в христианской традиции: ясли, установленные в пещере, стали местом рождения Иисуса Христа; в пещере на острове Патмос на святого Иоанна Богослова снизошли апокалипстические видения. Пещеры в некоторых православных монастырях обозначали духовный центр и служили местом встречи человека с Богом. Пещера может служить также религиозным отправлениям. Известны пещерные храмы в Индии – например, Вайхара вблизи Раджа Грихи, куда Будда отправлялся для медитаций и размышлений. Кроме того, пещера имела священное значение в Китае – ее считали подходящим местом для воскрешения погребенных здесь императоров. В тюркских сказаниях пещера была местом рождения первого человека. В пещерах с ручьями проходили ритуалы в честь бога Митры, в которых использовались листья деревьев, цветы и плоды, – они могли повлиять на греческую античную философию, которая смотрела на пещеру, как на метафору всего античного мира. Платон полагал, что человеческий разум как бы заключен в пещеру и видит только иллюзии – отражение реального мира, которого могут достичь лишь воображение и дух. В фольклоре пещера часто символизировала менее возвышенные вещи: сокровища Аладдина, например, которые охраняли драконы и коварные гномы. Пещеры живут человеческим страхом и множеством табу. Например, туда нельзя ходить в одиночку – там слышны голоса и живут призраки древних монстров.

КАТАКОМБЫ – вид пещер, известных своими захоронениями, дали начало катакомбной церкви и современному андерграунду. В катакомбах саваны клали в прямоугольную нишу, потом это отверстие закладывали. В V веке такого рода захоронения были прекращены. Катакомбы могут находиться и под городом, а также окружают многие города мира. Например, Париж или Рим, где известны катакомбы Домициана, Каллисто, Себастьяна и Присциллы.

ЛАБИРИНТ – символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее много различных, толкований. Эта противоречивость относится к тому времени, когда человек жил в пещерах, которые пугали его, но также могли защитить. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии (Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царей в неприкосновенности. Согласно Геродоту (ок. 484 – ок. 425 гг. до н. э.), величайший из таких архитектурных лабиринтов, рядом с озером Моерис в Египте, имел 3000 ловушек и 12 тупиков. Ранние лабиринтообразные украшения в греческих домах имели тот же защитный символизм, в их узорах должны были запутаться и потерять свою силу духи зла. Великолепная водопроводная система в Минойском дворце в Кноссе могла стать основой для легендарного Критского лабиринта, в котором Тезей убил Минотавра. Основная идея этого мифа в том, что Тезей, символ героя-спасителя, смог преодолеть животные инстинкты в самом себе и лишить власти Миноса.

Это ассоциируется с психологическим значением прохода через лабиринт в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупик процесса самопознания.

Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения – в этом значении запутанные узоры, сопровождаемые девизом: "Возможно – да, возможно – нет", используемые в гербе рода Мантуа де Гонзага. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру. Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут по запутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовались в храмах для обряда инициации, а также для ритуальных танцев, изображающих переплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековых католических церквей – символическое изображение "дороги в Иерусалим", то есть паломничества к святым местам.

В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили 200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределах круга диаметром только 12 метров.

Византийские монастыри, окруженные стеной, назывались "лабра", отсюда славянское "лавра".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.