Номер 12 (602), 15.03.2002
(ПО ПРОЧТЕНИИ КНИГИ В.С. МАКСИМЕНКО "ХРАМ И ВЕЧНЫЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВА")
С большим удовольствием и чувством глубокого уважения к скрупулезному, добросовестному труду прочла я эту книгу. В ней я почувствовала неподдельную, большую любовь к театру, его служителям и невольно сравнила автора с тем искуссным ювелиром из повести К. Паустовского "Золотая роза", который, собирая золотые пылинки, выковывал затем прекрасный цветок.
Огромный фактический материал собран с такой тщательностью, так выверен, упорядочен, что получилось поистине глубокое исследование, раскрывающее перед внимательным и доброжелательным читателем уникальную историю не только Одесского оперного театра, но и историю духовного существования нашего города в разные периоды его сложной многообразной и противоречивой жизни.
Такой труд граничит с подвигом во имя любимого искусства.
Но помимо огромного познавательного интереса книга обрела для меня и иное значение: с нею я заново прожила свою жизнь, а отдельные страницы вызвали множество дорогих воспоминаний.
Уже в первых главах я встретила имена, врезавшиеся в память с раннего детства, когда я еще не знала, что такое театр, не была в нем, но в нашем доме эти имена звучали постоянно... Восторженные рассказы бабушки о гастролях Баттистини, Фигнеров, Шаляпина. Долгие годы у нас хранилась программка спектакля "Пиковая дама", на котором присутствовал Чайковский дедушкина реликвия. Из уст мамы и ее друзей я слышала уже другие имена Селявина, Лаптева, Бем, несравненного кумира их поколения Печковского. И все они тоже встречаются в книге.
А рассказ о дирижере Прибике всколыхнул воспоминание о его похоронах, на которых мне по воле родителей довелось быть. Его хоронила вся Одесса: подобного скопления людей при аналогичных обстоятельствах мне более видеть не привелось. На панихиде импровизировал на органе Т.Д. Рихтер, отец великого музыканта...
Смутно помню первое посещение театра. Но никогда не забуду впечатление от красоты зала... Глава, посвященная годам войны, напомнила о концерте знаменитого Т. Скипа праздничном, многолюдном. В книге есть редкая фотография певца того времени...
Незабываем первый послевоенный концерт симфонического оркестра под управлением Н. Покровского (солист Я. Зак). Наверное, тогда решилась моя судьба: музыка стала смыслом жизни. А концерты под управлением А. Климова, его оперные спектакли... Он стал кумиром публики. На его концертах я сблизилась с В.Н. Бронецким и его супругой, которые позднее организовали Рахманиновское общество почитателей музыки великого композитора. Думала ли я, что оно просуществует многие десятилетия, что мне придется со временем возглавить его... Позади более полутора тысяч собраний...
Благодаря книге, я вернулась к светлым воспоминаниям студенческих лет встрече с дирижером Д.И. Похитоновым. Человек-легенда, он знал, видел и великолепно рассказывал о Глазунове, Лядове, Рахманинове, о которых мы знали только из книг...
Листаю страницы книги В.С. Максименко. Мелькают имена, фотографии, и я вспоминаю и чарующего Ленского Н. Дидученко, и лиричную, нежную Татьяну И. Брагинцеву в изящной постановке "Онегина", и полного необузданных страстей Грязного Н. Савченко, и красавца Д. Донатова, вызывавшего почти экзальтацию почитателей, загипнотизированных столь необычным для оперного певца драматическим мастерством...
Я вспоминаю Г. Олейниченко, Г. Поливанову, Б. Руденко, Р. Сергиенко, К. Тихонову, А. Коваленко... Могла ли я предположить, что статный Онегин-Коваленко станет со временем моим мужем?..
Праздники премьер и гастрольных спектаклей, сверкающий огнями до боли знакомый и родной зал, звуки настраивающегося оркестра, доносящийся особый запах кулис, лица друзей, улыбки билетеров, музыка, музыка, музыка все это театр, который так точно автор назвал Храмом. И счастлив должен быть тот, кто нашел дорогу к этому Храму. Спасибо автору за эти дорогие и светлые воспоминания.
Светлана МАЛЫШ.