Номер 10 (1057), 18.03.2011
МАРГАРИТА ПРЕСИЧ - ДИКТАТОР. Правда, ее диктату подчиняются только два человека - актриса Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Васылько Маргарита Пресич и Маргарита Пресич - вечная общественница.
Маргарита Пресич-диктатор приказывает, и Маргарита Пресич-актриса выходит на сцену и играет, поет, танцует, даже если случилось нечто непредвиденное: болезнь или тяжелая травма, потому что сорвать спектакль, подвести партнеров для Маргариты Пресич-диктатора немыслимо.
Маргарита Пресич-диктатор приказывает, и Маргарита Пресич - вечная общественница, невзирая на личную занятость, погоду и время дня (а бывало и ночи) мчится решать чьи-то проблемы: кому- то нужна помощь, кто-то женится, кому-то выделяется квартира и срочно нужно подписать протоколы.
Общественная деятельность Маргариты Пресич проявляется не только внутри родного театрального коллектива. Ведь Маргариту Александровну 7 раз избирали депутатом райсовета, что в общей сложности вылилось в 17 лет депутатской работы. В ее предвыборной программе были тезисы, относящиеся к экологическим проблемам, проблемам соблюдения законности, к проблемам трудных детей и вопросам культуры. И она всегда стремилась реализовать свою программу.
Уже давно райсоветы прекратили свое существование, а Маргарита Пресич продолжает нести свет в массы не только со сцены театра, но и на общественных началах в других очагах культуры. Главным образом М. Пресич сотрудничает с Музеем К. Г. Паустовского. Она, как чтица, принимает участие в литературных вечерах, посвященных самому Паустовскому, Иосифу Бродскому, Джозефу Конраду, в выставке к 65-летию освобождения Одессы, в ежегодных встречах "Наедине с осенью", в программе к Международному Дню защиты животных... Среди ряда грамот и благодарностей, полученных М. Пресич за ее сценическую и общественную деятельность, в том числе от Министерства культуры, есть и благодарность от Пенсионного фонда Украины Приморского района г. Одессы "За организацию и проведение на благотворительной основе праздничного концерта для пенсионеров", и благодарность "За активную благотворительную деятельность по реабилитации молодежи с ослабленным зрением и незрячих и выдающийся вклад в подготовку и проведение фестиваля "Планета надежд".
В своем родном театре М. Пресич возглавляет культмассовый сектор профсоюзной организации. Кстати, в связи с этой деятельностью могу привести пример беззаветного, подвижнического служения сцене, о котором уже говорилось вначале.
Премьера спектакля "Кайдаши". Вечная общественница Маргарита Пресич занимается подготовкой праздника. Но происходит несчастье. Актриса проваливается в незакрытый электриками люк, повреждая о железную арматуру ногу. Травма серьезная, нога долго не заживает. Но Маргарита Пресич-диктатор приказывает, и Маргарита Пресич-актриса выходит в нестареющей пьесе Старицкого "За двома зайцями", где она блистательно играет куму Марту, и, превозмогая боль, даже танцует (как М. А. по секрету рассказала автору этого очерка, она старалась притопывать одной здоровой ногой.).
Таких примеров можно привести много. Потому что за 50 лет служения театру случалось всякое.
Да, почти год назад, 1 июня 2010 года, исполнилось 50 лет, как выпускница филологического факультета Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова, одновременно окончившая актерскую студию, пришла в Одесский украинский театр, где работали такие корифеи, как Иван Твердохлиб, Наталья Ващенко, Александр Кашуцкий, Лесь Луценко, Станислава Шиманская...
Хотя родители Маргариты были люди театральные (о них еще пойдет речь), но почему-то часто именно актеры были против того, чтобы дети наследовали их профессию. Наверное, не легко им достается этот труд. Когда Рита училась в 9-м классе, она услышала от отца категорическое: "Или я, или театр". И тогда после окончания школы девочка решила поступать на филфак университета, поскольку ближе всего к театру - литература.
Когда училась на втором курсе, открылась театральная студия, которую вели Наум Орлов, Изакин Гриншпун, Лия Исаковна Бугова, Михаил Тилькер, Зинаида Дьяконова.
- Это все были мои учителя. И не только они, - вспоминает Маргарита Александровна, - а еще Кара-Гяур и Волков. И, конечно, огромное влияние на меня оказывала атмосфера в доме Шайкевичей. И сам Борис Александрович, требовавший глубины прочтения литературного материала, и Берта Яковлевна Барская и ее дочь Ира. В доме Шайкевича бывали Николай Акимов, Армен Джигарханян, Рина Зеленая, чтец Дмитрий Журавлев и другие. Не меньше мне дала Зоя Антоновна Бабайцева, которая читала нам введение в литературоведение. Кроме того, она рассказывала, как себя вести, как держать веер на балу, как обмахиваться носовым платочком - все это пригодилось в спектаклях.
Многое мне дал филфак. Актеру литературу нужно знать.
И, конечно, общение с Василием Степановичем Василько. Когда я пришла в театр, он писал книгу о Курбасе. Он был очень поглощен этой работой. Для работы ему нужно было расшифровать свои дневники. Они давно находились в музее и изрядно выцвели. Я помогала ему расшифровывать их. А он помогал мне входить в образы. Благодаря его урокам я не актриса техники - а проживаю все, что играю. Он меня научил многому. Он превосходно знал этнографию Украины (что очень важно для украинского театра и для актрисы этого театра, особенно, характерной - Е. К. ). Я была с ним в больнице до конца.
Маргарита Александровна умолкает и задумывается.
При поступлении в театральную студию Маргарита Пресич для первого тура выбрала отрывки из "Сорочинской ярмарки" Гоголя (Хиврю) и из пьесы "В степях Украины" Александра Корнейчука (Катерину). Ей подыгрывал однокурсник, которым являлся, кто бы вы думали... будущий создатель и редактор газеты "Вечерняя Одесса" Борис Деревянко. Одновременно с занятиями в студии Маргарита играла в драмкружке университета, который вел Н. Орлов. Там она сыграла Машеньку в одноименной пьесе Александра Арбузова, Надежду в спектакле "Последние" по Максиму Горькому. Вместе с Марком Соколянским вела все капустники.
Ее дипломным спектаклем в студии была постановка "За час до рассвета" Александра Галича.
Темой дипломной работы в университете стала драматургия Эдуардо де Филиппо на советской сцене. По окончании студии весь курс уехал в Ачинск за режиссером Михаилом Юфой, но Орлов забрал Маргариту к себе в театр.
После окончания университета М. Пресич предлагали работу редактора в радиокомитете или диктора на пару с Нелли Харченко на появившемся в это время в Одессе телевидении. Или преподавать в театральном училище русский язык и литературу. Но Пресич, не раздумывая, отвергла все эти предложения и ушла в украинский театр на зарплату 450 рублей вместо 1200 рублей, которые она могла бы получать на другой работе (речь идет о дореформенных деньгах - Е. К. ).
Первые годы она много играла, порой по три роли в одном спектакле. А за 50 лет в ее репертуарном листе появилось более 300 ролей. Среди них: Харитина ("Наймычка" И. Тобилевича), Бейлка ("Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему), Зирбинетта ("Проделки Скапена" Мольера), Евграфова ("Кафедра" В. Врублевской), Харитина ("Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева), Присинька, Петербургская дама, Мотря ("Шельменко- денщик" Г. Квитки-Основьяненко), Шарлота ("Наследники Рабурдена" Э. Золя), "За двумя зайцами" М. Старицкого - Кума Марта, "Для домашнего очага" И. Франко - Юлия Шаблинская, "Сватанье на Гончаровке" Г. Квитки-Основьяненко - Одарка, "12 ночь..." КЛИМа - Нимфа, "Украинский Декамерон" КЛИМа - Сицилийская женщина, в спектакле для детей "Домик-пряник" М. Стеглика - Кума Кадлачкова, Довбышка - в "Кайдашах" И. Нечуй- Левицкого...
Со многими спектаклями Одесский украинский театр, а с ним и Маргарита исколесили почти весь Советский Союз. Сейчас ее маршруты стали короче, но в рамках программы "Деятели искусств - работникам села" она изъездила всю Одесскую область.
В 80-е годы Пресич пришлось поработать завлитом театра. А после ухода из жизни замечательного артиста Василия Яковца взять на себя его осиротевший курс в училище.
Зная удивительную отдачу на сцене и поражаясь тому яркому темпераменту, с которым Маргарита Пресич рисует своих героинь, зная ее неуемность в общественной работе, и помня, что все мы родом из детства, я не могла не попросить актрису рассказать о своем.
- Я родилась в Запорожье в августе 1936 года. Отец, Александр Силович, преподавал в музучилище, где на вокальном училась моя мама Анна Ивановна. У нее была высокая колоратура, голос звучал, как флейта. Отец возглавлял любительский оркестр, играл на валторне. В конце 1938-го переехали в Киев. Мое первое яркое впечатление - это проход через шлюзы.
Отец начал работать в опере очередным дирижером. Мама - солисткой. Поселились в доме Оперного театра, где жили знаменитые украинские певцы. Я росла среди оркестрантов, людей театра. Меня брали на спектакли, и я сидела на высокой табуретке среди меди. Маленькой я уже знала и любила оперу. Я слушала оперы, переживала трагические столкновения добра и зла на сцене и стремилась тоже бороться со злом, выплеснуться, выговориться, только как-то по-своему. С тех пор музыка владеет моей душой. Например, если я что-то не чувствую в новой роли, стоит включить Пятую симфонию Чайковского, и все внутри выстраивается, и находятся нужные мысли и чувства.
Я помню начало войны. Я сидела на окне и услышала, как по "тарелке" выступал Молотов. Я поняла, что случилось что-то плохое. Сразу всех театральных знаменитостей эвакуировали. Отцу - молодому дирижеру - поручили эвакуировать материальную часть театра в Среднюю Азию. Но он не успел. В Киев вошли немцы.
Я помню Хрущева. Я его видела, сидя на папином плече, когда он выступал возле Театра Леси Украинки. Он был в черном пальто и черной каракулевой шапке. Хрущев сказал: "Киев мы не отдадим". А ночью в театре шел концерт для солдат. Мы с мамой сидели в последнем ряду. Вдруг все солдаты побежали на выход. Под утро мы из окна последнего этажа, прижавшись друг к другу, смотрели вниз. Послышалось рычание мотоцикла, потом промчался второй, третий, затем пошли танки. Это были немцы.
Начался голод. Мы ютились с двумя семьями на 11-метровой кухне. Мамы ходили в села менять вещи на хлеб. Потом начал работать театр. Его возглавил немец - генерал Брюкнер. Незадолго до освобождения Киева отец с оркестром пешком ушли в Житомир, чтобы их не заставили уехать в Германию.
Мы ехали за папой на машине, но нас разбомбили. Спасла нас одна женщина. В Житомире жили в хате, где на постое были немцы. Мне запомнился Новый 1944 год. Мы с мамой нашли выброшенную немцами засохшую елку и, как могли, украсили ее.
К этому времени Киев был освобожден, и папа ушел туда со своими оркестрантами. А меня спрятали в дождевую бочку, и я прислушивалась, не придут ли немцы за папой. А потом ночью одна шла через весь Житомир. Вокруг свистели пули, но я добралась до костела, где пряталась мама.
Дошел слух, что отец погиб. Но он вернулся. До сих пор помню крик матери, когда она увидела отца. Он вернулся за нами, увез в Киев.
Началась послевоенная жизнь. В 1947 году отца перевели во Львов. Он работал в оперном театре и училище. А затем во Львове появился Ефим Блох, который увез папу в Одессу. Отец начал работать в старой Одесской оперетте. Мы три года жили в гостинице "Красной". А затем получили квартиру на Комсомольской.
Папа много лет возглавлял симфонический оркестр в филармонии. Мама была солисткой филармонии. Потом отец уехал в Донецк. Добился того, что Донецкий театр получил статус академического - он показал в Москве 22 спектакля. Одновременно заведовал кафедрой дирижирования в институте культуры...
Меня родители воспитывали в строгости, что не помешало мне еще в Киеве разбить окно знаменитому певцу Гмыре, а когда мы жили в "Красной", гонять по этажам за котом. Когда я подросла и начала уходить по вечерам, от меня всегда требовали возвращаться минута в минуту.
В 20 лет я вышла замуж. Муж Борис - чемпион СССР по метанию копья - был старшим преподавателем кафедры физкультуры высшей мореходки. Но он хотел доказать, что спортсмены тоже могут быть интеллектуалами, а не дубами. Для этого он поступил на филфак и даже записался в драмкружок. Он писал стихи. Мы прожили 50 лет без 4 месяцев.
Рита замолкает...
Интересно, что актриса свои роли учит у моря. Это как в детстве, когда забиралась на крышу, смотрела на звезды, мечтала о принце, сочиняла сказки.
- Море и сказки в моей жизни были всегда. И природа. Я разбираюсь в грибах, не заблужусь в лесу. Люблю животных.
Мама и папа уезжали на гастроли, я протягивала веревку во дворе и устраивала театр. Ставили "Золушку". Я играла в мамином платье и как-то порвала шлейф. Мы ставили и другие сказки. Я брала книги в библиотеке, много читала. И, конечно, всегда была музыка. В музыкальной школе я училась до 7-го класса, но дальнейшим занятиям помешали пять драмкружков.
Словом, Рита росла романтиком. А в театре в основном играла характерных героинь. Если в студии ей доверили Марию Стюарт, то в театре еще молодой пришлось сыграть страшную, старую бабу в спектакле Малеева "Григорий Сковорода". Но главным образом, в театре Пресич переиграла всех служанок и хохотушек. Была и одна трагическая роль - Харитина в "Не стреляйте в белых лебедей" по Б. Васильеву. Да и та, по большому счету, характерная. А впрочем, при яркости, темпераменте и неуемности Пресич - это понятно. Грех было режиссерам не использовать на все сто эти качества ее дарования.
Не обделяют Маргариту Пресич вниманием и кинорежиссеры. В фильмографии актрисы около двух десятков фильмов. Она снялась в "Приморском бульваре", в фильмах "Перстень с бирюзой", в "Малахольной, в "Женской логике", в "Исцелении любовью", в "Иване Подушкине", "Дружной семейке" и др. Это уже не говоря о такой сложнейшей работе, как дубляжи.
Можно ли говорить, что при большущем количестве дипломов, грамот, присуждении трех Знаков почета (от города, области и министерства) народная (в прямом смысле этого слова) артистка Маргарита Пресич обделена вниманием руководства и властей? Вроде бы нельзя. Но звание ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ УКРАИНЫ Пресич получила только в 2010 году ко Дню Независимости Украины и в связи с 50-летней плодотворной работой в театре.
А что касается "Бриллиантов для диктатуры Пресич", то один маленький бриллиантик сверкает в Знаке почета, врученном Маргарите Пресич в 2004 году губернатором Сергеем Гриневецким.
Елена КОЛТУНОВА.