Номер 08 (904), 07.03.2008

ТАК ЭТО БЫЛО

Полковник милиции Владимир Трапезников написал поразительно интересную книгу. Название у нее незатейливое - "Записки старого опера", да и содержание тоже (на первый взгляд) не блещет оригинальностью. "Старый опер" решил вспомнить о временах молодости, о начале своей милицейской карьеры. Подобных произведений сейчас выходит немало, и выделиться тут из общего ряда крайне сложно. Однако одесскому автору это удалось. Книга В. Трапезникова при всей внешней скромности замысла и его исполнения тем не менее подводит к выводам едва ли не глобальным. Или, по крайне мере, позволяет лучше понять, почему в Советском Союзе застойные 1970-е так быстро перешли в бурные 1980-е - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подозреваю, что сам автор ни в коей мере не ставил перед собой такой цели. Он просто и безыскусно повествует о своей милицейской службе в Красноярском крае, куда попал в 1975 г. (кстати, добровольно) после окончания в Одессе средней школы милиции. Автор предисловия к книге - начальник Одесского юридического института, профессор А. Долженков, справедливо отмечает, что "ситуации, в которые попадал автор - это, казалось бы, рядовые в обыденной жизни сотрудника уголовного розыска". И в самом деле, ну что есть более тривиального, чем пьяные разборки работяг, да еще в сибирской глухомани?! Но одно дело, когда читаешь об этом в милицейских сводках или даже в публицистике, и совсем иное, когда о том повествует человек, которому в таком окружении приходилось жить и работать.

И работать напряженно, о чем говорят даже заголовки рассказов: "Тропа войны", "История одной кражи", "Погоня", "Применение оружия", "Бойня в тайге" и т.п. Автор не выглядит при этом суперменом, он (обращаю внимание еще раз) безыскусно рассказывает не о подвигах и славе, а о работе повседневной, обычной. Более того. он не скрывает, что некоторые формы и методы работы тамошней милиции с местными жителями были, мягко говоря, далековаты от норм социалистической законности. Чего стоит, к примеру, колоритная фигура инспектора угрозыска Васи Черепанова, который из всех воспитательных методов общения с обитателями общежития предпочитает элементарный мордобой. Чего стоит его обращение к местным блатным авторитетам: "Ну, че, вышкребки неудачного аборта нашего правосудия... Еще один шаг и я твоей задницей вышибу окно!" Понятно, что в жизни эпитеты были покруче, но стиль общения ясен. Однако, если задуматься, как иначе можно было навести порядок в общаге, где обитают сибирские работяги?!

Через всю книгу красной нитью проходит мысль: основная причина практически всех преступлений - жестокое, беспробудное пьянство. И невольно напрашивается вывод, что пьянство это - не беспричинно, оно порождено тем, что К.Маркс называл "идиотизмом деревенской жизни" и было, к великому сожалению, характерной чертой для очень и очень многих населенных пунктов огромной советской страны.

Тяжкая, одуряющая работа, скука смертная в быту, неизбывная тоска по лучшей жизни и подвели страну к той пропасти, отвернуть от которой мог только гений. Увы, но политического гения в СССР 1980-х не нашлось. С тем и получили мы то, что имеем.

Не настаиваю на обязательности своей трактовки книги В. Трапезникова. Но у меня она вызвала именно такие мысли. И тем, с моей точки зрения, ценна особенно.

А если говорить о себе как о читателе, то не могу не отметить, что проглотил книгу почти за один присест. В чем, судя по авторской благодарности, немалая заслуга литературного редактора Игоря Кнеллера и технического редактора Анатолия Рывкина. А под финал не могу не согласиться с автором предисловия А. Долженковым, который надеется, что В. Трапезников порадует нас новыми произведениями.

Александр ГАЛЯС.