Номер 6 (951), 20.02.2009
Вот уже более года исполнителем услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению домов коммунальной собственности в Одессе является коммунальное предприятие (КП) "Теплоснабжение города Одессы". И практически на протяжении всего 2008 г. это КП проводило кампанию по подписанию договоров с потребителями.
Как рассказал коммерческий директор КП Козлов Е. А. в статье "От кого не примут претензии?" ("Одесский вестник" № 4 от 15 января 2009 г.), "раздали договоров мы немало, а вот от абонентов к нам уже подписанными вернулись не более четверти". Этим он фактически признал, что, несмотря на все приложенные усилия, эта кампания ими полностью и с треском провалена. Главная причина провала кампании в том, что "Теплоснабжение города Одессы" не видит в Потребителе равноправного партнера и пытается работать по старинке, как в советские времена, когда потребителю отводилась роль бесправного Плательщика. Попытка иметь потребителя за дурака реализуется сотрудниками КП на всех этапах предоставления услуг, но закладывается основа такого отношения чиновников КП еще на стадии подписания договора.
Не анализируя причины, побуждающие одесситов не подписывать предложенный им проект договора, и ввиду отсутствия такого договора - становиться "потребителем" услуг КП "Теплоснабжение города Одессы", г-н Козлов заявляет: "Если кто-то считает, что отсутствие договора отменяет необходимость оплачивать услуги, это неверно. Обязанность платить происходит не из наличия договора, а из наличия самого жилья, имеющегося у абонента. Отсутствие же договора не даст возможности абоненту предъявить к нам какие-либо претензии по качеству теплоснабжения. С нового года от тех, кто не заключил с нами договор, такие претензии не принимаются".
Популистское утверждение г-на Козлова о необходимости оплачивать услуги, исходя не из факта предоставления услуг, а из наличия самого жилья, по меньшей мере абсурдно, незаконно и, самое главное - непрофессионально. Такая обязанность жильца дома, даже не ставшего потребителем ввиду отсутствия договора и не подтвержденного факта получения услуг, напоминает мне ответ Волка Ягненку в басне Крылова: "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать".
Заявление коммерческого директора КП абсурдно и потому, что, требуя оплаты услуг, он признает наличие - пусть гипотетических - договорных обязательств потребителя - поставщику, а утверждая, что "отсутствие договора не даст возможности абоненту предъявить к нам какие-либо претензии по качеству теплоснабжения", полностью отрицает наличие таких обязательств. Это напоминает старый анекдот о крещеном еврее в бане, где надо определиться: или крест снять или трусы надеть.
Ответ на данный вопрос дает п. 1. статьи 19 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" (раздел 5). В Законе сказано: "Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных основах". У меня нет сомнения в том, надо ли заключать договор "О предоставлении услуг по центральному отоплению и поставке горячей воды". Такой договор безусловно необходим. Но условия договора должны предусматривать равные права сторон, а качество предоставленной исполнителем услуги должно быть гарантировано и подтверждено ежемесячным двухсторонним актом.
Анализ обращений граждан в Ассоциацию содействия муниципальным реформам и защите прав городской громады, а также собственный жизненный опыт подсказывает мне причину отрицательного отношения одесситов к подписанию договоров.
Общеизвестно, что на протяжении последних десятилетий качество отопления в домах одесситов не соответствует нормативам. Температура отопления на входе в дом часто не превышает 50 градусов. И если жителей верхних этажей многоэтажных домов температура батарей более или менее устраивает, потому что отопление подается сверху, то жители нижних этажей практически всю зиму мерзнут. Причина проста: пока вода по батареям опустится до первого этажа, она остывает. Часть вины в этом лежит на самих жильцах верхних этажей, которые самовольно перекрывают обводную трубу, заставляя теплоноситель опускаться на нижние этажи только пройдя через все радиаторы. Поэтому в квартирах верхних этажей жарко, а в квартирах нижних этажей - холодно. Особенно холодно в угловых квартирах первых этажей.
Причина того, что теплоноситель на входе в дом ниже нормативов такова: изоляция теплотрасс не обеспечивает сохранение необходимой температуры. Теплотрассы от котельных до домов имеют много повреждений. Потери тепла в слишком длинных теплотрассах огромные. А ежесуточная потеря 400 куб. метров подогретой и соответственно подготовленной воды в дырявых теплотрассах, которые оплачивает потребитель? А текущая из горячего крана вода, температура которой не выше 40 градусов?
Количество жалоб одесситов на некачественное отопление или на отсутствие отопления вообще год от года растет. А рассказы сотен людей, пытавшихся добиться справедливости в теплоснабжающих коммунальных предприятиях, правопреемником которых является КП "Теплоснабжение города Одессы", напоминает хождение по мукам. Знает ли об этом руководство КП "Теплоснабжение города Одессы" и, в частности, его коммерческий директор Козлов Е. А.? Безусловно! Пытается ли что-то сделать? Возможно. Но жители города как потребители услуг на протяжении многих лет остаются бесправными плательщиками. Качество предоставляемых услуг и отношение чиновников к жалобам людей являются причиной негативного отношения одесситов к подписанию договоров. Отношение на уровне "идиосинкразии", то есть отторжения и непринятия. Это отношение можно поменять, заняв разумную, объективную, в конце концов гуманную позицию. Для этого необходимо как минимум признать в потребителе равноправного партнера. А пока налицо самоуправство чиновников, грубое нарушение действующего законодательства Украины и уверенность в безнаказанности.
Все вышеизложенное легко подтверждается простым анализом проекта договора, который, как сказал Козлов Е. А., не хотят подписывать потенциальные абоненты.
Первое, что бросается в глаза, - стоимость услуги. По состоянию на ноябрь 2008 г. - это ежемесячно 4 гривны за один квадратный метр общей площади отапливаемого жилья. С 2009 г. - это ежемесячно 6,5 гривны. При таком качестве тепла, которое предоставляется, это очень много. Но отопительный сезон у нас 5-6 месяцев (с ноября по апрель), а платить по договору предлагается ежемесячно.
Так сколько же мы должны платить за реально оказанную в отопительный сезон услугу?
Видимо, от 8 до 13 гривен за один квадратный метр общей площади отапливаемого жилья. Учитывая, что мы лишены права выбора поставщика услуг, т. к. КП "Теплоснабжение города Одессы" является монополистом и у него на балансе находятся все тепловые сети до ввода в наши квартиры, у нас нет никакой альтернативы. Правом монополиста КП усиленно пользуется. И это наглядно отражено в предложенном к подписанию договоре.
Так, в п. 2.3. Поставщик наделяет себя правом в одностороннем порядке изменять тарифы на оказанную им услугу. При этом потребитель не имеет никаких рычагов воздействия на поставщика.
Несмотря на требования Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности" о том, что установку приборов учета, их обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж) должны за свой счет осуществлять предприятия и организации, которые предоставляют услуги, предприятие, согласно п. 4.3 эту обязанность перекладывает на потребителя. Это то же самое, что требовать приходить в гастроном за товаром со своими весами.
Этот же закон требует от поставщика обеспечить постоянный контроль и исправное техническое состояние внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, т. к. затраты на эти работы включены в тариф. Но поставщик, согласно п. 6.2. договора перекладывает ответственность за техническое состояние внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения на КП "ЖСК". При этом Потребителю не известно, заключен ли договор с КП "ЖСК" на выполнение этих работ, или внутридомовые сети и в дальнейшем останутся бесхозными и бесконтрольными, как и последние 20 лет.
Для того, что бы у Потребителя сразу отбить желание жаловаться на плохое отопление или производить оплату не в полном объеме в связи с тем, что батареи отопления холодные или еле теплые, п. 4.2. Договора наделяет Поставщика услуг правом требовать у Потребителя "вiдшкодування Виконавцю витрат з проведення аналiзу якiсних показникiв послуг у разi необ?рунтованих претензiй". Иными словами, Потребитель может одновременно с отказом в удовлетворении его претензии получить счет на оплату услуг Поставщика по анализу качественных показателей услуг. Решение о том, обоснована претензия Потребителя или нет, принимает сам Поставщик, а Потребитель имеет только право, согласно п. 4.2., "у випадку порушення якостi послуг надати письмову заяву Виконавцю послуг для складання акту-претензi⌡". Вполне возможно, что, если в отапливаемой квартире на протяжении всего месяца 14 градусов тепла, а батареи отопления комнатной температуры, Поставщик сделает Потребителю 5 %-ную скидку или сделает заключение о необоснованности претензий и потребует возместить его затраты на проведение анализа качества услуг. Для сильно принципиальных и требовательных Потребителей Поставщик может насчитать пеню, размер которой в Договоре не указан, а следовательно, она может быть выписана в любом размере, если Потребитель подпишет договор и передаст его в КП "Теплоснабжение города Одессы", как того требует г-н Козлов Е. А.
Срок действия предлагаемого к подписанию договора Поставщиком не указан. Но срок исковой давности по данному договору в нарушение действующего в Украине законодательства Поставщиком определен - 10 лет. На каком основании? В действующем законодательстве Украины - 3 года.
Еще совершенно непонятно в данном договоре то, что договор может быть досрочно разорван в случае "невиконання умов договору сторонами договору" - п. 9.2.
Предполагает ли это в случае непредоставления Поставщиком услуги по отоплению или подаче горячей воды (батареи холодные, а из крана идет холодная вода) досрочный разрыв договора?
Так стоит ли после этого удивляться, что только четверть от розданных договоров одесситы подписали? "Страну Дураков" и станцию "Надурилово" мы уже давно в Одессе проехали, г-н Козлов Е. А!
Когда руководство КП "Теплоснабжение города Одессы" осознает, что без договоров на оказание услуг невозможно построить цивилизованные отношения с потребителями, ему придется в корне изменить подход к организации договорной кампании. Придется вспомнить об одном из основных законов рыночной экономики: "Спрос определяет предложение". Отсутствие спроса на предлагаемую производителем услугу - прямой путь к банкротству. Позволю себе напомнить о том, что экономические законы действуют вне зависимости от наших желаний, и их невозможно ни отменить, ни обмануть. Как невозможно на Земле отменить Закон всемирного тяготения.
Что касается справедливости, морали и нравственности в отношениях между Поставщиком и Потребителем услуг, то, как минимум, условия договора должны быть равноправными и полностью соответствовать действующему в Украине законодательству.
Владимир МАКСИМОВИЧ,
руководитель Ассоциации
содействия муниципальным реформам
и защите прав
городской громады,
кандидат экономических наук.