Номер 02 (798), 20.01.2006

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

БОЛОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ и БЕСПРИЗОРНИКИ

Болонья памятна для истории украинского высшего образования и музыкальной культуры тем, что в 1771 году известный украинский композитор, певец и скрипач Максим Созонтович БЕРЕЗОВСКИЙ (1745-1777) был избран вслед за Моцартом членом Большой филармонической академии в Болонье. Правда, это нашему музыканту ничего не дало. Князь Потемкин, между делом, поручил ему создание Музыкальной академии в Кременчуге, однако денег на финансирование проекта никто не выделил. Дело заглохло. Заболев горячкой, во время одного из приступов болезни Березовский покончил жизнь самоубийством...

Когда и.о. министра образования и науки пан Николаенко вновь и вновь вспоминает о том, что "мы присоединились к Болонскому процессу", мне на ум почему-то приходит печальная история с М. Березовским.

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА нынешней социально-политической системы Украины – не коррупция, не теневая экономика и даже не насквозь прогнившие, до нельзя коррумпированные коммунальные службы – будь то ЖЭКи, ДЕЗы или что там еще. Самым слабым звеном социального организма нашего отечества является детский вопрос, и в частности – БЕСПРИЗОРНОСТЬ. Сиротство при живом отце и матери приняло такие масштабы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Количество беспризорных детей прямо пропорционально социальному и моральному оскудению общества. К тому же это свидетельство явного сбоя в работе образовательной системы государства.

Контрасты всегда поражают. Не так давно мне попался на глаза "самый любимый журнал украинских женщин" – "ЕДИНСТВЕННАЯ". Интервью тележурналистки Елены ХАНГИ "РОЖАТЬ ЛИ ВТОРОГО РЕБЕНКА? ЭТО РЕШИТ СВЕКРОВЬ". Ханга рассказывает: "Кстати, в США к кормящим матерям относятся очень трепетно. Например, существует специальный закон, позволяющий кормить ребенка грудью в общественных местах... Анну-Лизу необходимо было покормить в аэропорту, я только присела с дочкой – появились полицейские и стали ко мне спиной, загораживая от взглядов окружающих"...

Надо попять, что мы никогда не впишемся в Европу, в Болонский процесс без 100-процентного решения "детского вопроса". Никогда мы не станем истинными европейцами, пока у нас будет существовать целая армия бездомных, неухоженных, неприкаянных детей. Вспомните, что по подобному поводу говорил Федор Михайлович Достоевский о слезе ребенка! И задумайтесь, многоуважаемые дамы и господа, сколько горючих детских слез было пролито в нашей стране...

Сироты, безотцовщина, матери-одиночки были всегда, каждая социальная эпоха решала эти вопросы по-разному. Может быть, опыт прошлого нас чему-то научит?

Как известно, после революции в "Совдепии" проблема беспризорных детей стояла очень остро. Но уже в начале тридцатых годов этот вопрос был снят с повестки дня, и система школьного и педагогического образована получила почти завершающую форму: в дальнейшем лишь рабфаки исчезли из весьма продуманной системы педагогического образования: педтехникумы (педучилища), областные и районные педвузы.

Во вновь образованной Одесской области (1932 г.) кроме базового Одесского педагогического института на улице Комсомольской, Немецкого педагогического института на улице Пастера и Института педологии на улице Белинского уже 70 лет тому назад был еще и ЗАОЧНИЙ СЕКТОР УКРАÏНСЬКОГО ПЕДАГОГIЧНОГО IНСТИТУТУ, что размещался на ул. Комсомольской, 1. Заведовал им профессор Б.М. Редак. Для полноты картины скажем еще, что функционировал в ту пору и ЗАОЧНИЙ ТЕХНIКУМ ПРИ УКРАÏНСЬКОМУ ПЕДАГОГIЧНОМУ ТЕХНIКУМI – Судовий зав., 1, которым заведовал тов. А.М. Карагиягур.

Кроме Одессы, педагогические институты были тогда в подчиненных ей городах (райцентрах) – Николаеве (ул. Р. Люксембург, 25, Херсоне (Пестелевский проезд) и Кирово (ул. Шевченко, 2).

Особый интерес представляет для нас Николаевский государственный педагогический институт, потому что он имел два сектора, как тогда говорили, русский – с преподаванием на русском языке и украинский – с преподавание на украинском языка. Кроме четырех факультетов – исторического, литературно-лингвистического, физико-математического и химико-биологического, он имел еще рабфак с дневными и вечерними группами. И если на четырех первых факультетах срок обучения был 4 года, то для дневных групп рабфака он составлял 3 года. И еще две особенности – кроме кабинета педагогики в институте был задействован и кабинет педологический, а также военный.

Херсонский педагогический институт аттестовал себя более скромно – здесь также были четыре факультета сходного профиля, и при институте были дневной и вечерний рабфаки, но про кабинеты педологии и военном речь не идет.

Кстати, о педологии. Мы уже писали в свое время, что в Одессе в системе Минздрава был задействован институт педологии, что располагался на ул. Белинского. На улице Гоголя, 15, находился Одесский государственный лечебно-педологический институт со своими научно-исследовательскими отделениями: школа-клиника, лечебно-педологический кабинет, методико-педагогический кабинет и т.д. Институт ставил перед собой задачи изучения форм, причин и протекания психически-анормального развития детей и выработку методов их оздоровления и перевоспитания. Одним словом, институт изучал психически неполноценных детей и предлагал свою методу их излечения.

Как известно, в постановлении ЦК ВКП(б) (июнь 1936 г.) как раз об этом и говорилось: "О педологических извращениях в системе наркомпросов" "...Известно, что метод "тестов" породил вреднейшую практику педологических обследований, в результате которой все большее и большее количество детей, – так было сказано в решении ЦК, – зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и "трудных"....

Вероятно, педология фиксировала то, что было. Собрание статей по педологии и педагогике Стенли Холла – американского основателя педолологии – было напечатано Московским книгоиздательством еще в 1912 г.

В начале 20-х годов педология особую популярность получила в Украине: в 1923 г. ГИЗ УССР издал книгу А. Бине и Т. Симона (США) "Методы измерения умственной деятельности". Но ЦК все прикрыло.

Одесский педагогический институт был тогда – да и сейчас, будучи в статусе ПIВДЕННОУКРАÏНСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПРДАГОГIЧНОГО УНIВЕРСИТЕТУ – научным и методическим центром тогдашних периферийных педагогических вузов. Образовательно-культурная сфера в Одессе в те годы выглядела так: на 1 января 1935 г. было 19 высших с 15859 студентами учебных заведений, 16 рабфаков с 4285 студентами, 32 техникума с 9 227 студентами, 24 школы ФЗУ с 3326 учащимися, 27 начальных школ, 66 неполных средних и 25 средних школ с 62012 учащимися. Кроме того, были 6 школ для умственно отсталых детей и 86 детских садов на 6215 детей.

В Одессе в те годы работали 12 научно-исследовательских учреждения, 12 научных и 2 художественных музея и 47 массовых библиотек. (Адресна i довiдкова книга. ОДЕСЬКА ОБЛАСТЬ. Вид. "Чороморська комуна", 1935).

Все это привело к тому, что проблем беспризовности и безотцовщины в Одессе таки не было.

Может быть – и наверняка – дело было еще и в том, что педагогический корпус в те годы находился на самом высоком уровне. Не было таких педагогов, о которых говорилось в известной современной басне.

КУКУШКА-ПЕДАГОГ
— Да, нашей жизни так пестра дорога!
Я видела кукушку-педагога... -
Сова задумалась, как будто задремала,
Но тут же продолжала, -
Та обучала молодых орлов,
Как вывести птенцов...
Орлят!
Учила всех подряд...
При всем при том
Все говорили: "У нее диплом!"
Кукушка – педагог?!
Ну кто б подумать мог!..
Теперь, я слышала, на ЭВМ гадает
И людям сроки жизни предрекает...
Проблемами себя не мучая,
"Кукушки" трудятся "по случаю".
Среди таких – порой случается -
И педагоги попадаются.

Во времена советской власти журналистам было запрещено критиковать педагогов – я сам сталкивался с таким запретом. Сегодня, когда в украинской педагогике формируется новое педагогическое мышление, новый подход к вопросам обучения и воспитания будущих учителей, особо пристального внимания требуют не только работники школ, начиная с директоров и завучей, но и профессорско-преподавательский состав педагогических вузов. Этот пристальный взгляд обусловлен, с одной стороны, новейшими достижениями мировой педагогической мысли, с другой – пристальным вниманием и Министерства, и всей украинской общественности к вышеозначенной сфера. Все это в конечном итоге должно привести к еще большей профессионализации и нашего учительства и всего педагогического образовали в целом. А чем больше будет профессионалов на всех уровнях нашего образования, тем меньше окажется на наших улицах неприкаянных детей, которые никому не нужны. Ни матерям, что готовы отказаться от них тут же после получения пособия, ни детским учреждениям всех профилей, ни обществу. Ибо легко говорить о детях в целом, труднее обогреть и воспитать каждого ребенка в отдельности. Если бы это было не так, не было бы столь много беспризорных детей на улицах наших городов. И ДНЕМ БЕСПРИЗОРНИКА тут не отделаться.

Наш славный ПДПУ iменi К.Д. Ушинського, имеющий такое впечатляющее прошлое, должен быть, на наш взгляд, главным застрельщиком в этом архиважном для страны деле.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.