Номер 15 (1210), 25.04.2014

ПОЖАР СПОСОБСТВОВАЛ НЕМАЛО К УЛУЧШЕНЬЮ

17 апреля отмечался День пожарной охраны. Пресс-служба ГУ ГСЧС в Одесской области предоставила по этому поводу материал Майи Гринько, который мы публикуем с сокращениями, не изменяющими суть дела. Интересна эта статья тем, что, как оказалось, многие действующие по сей день противопожарные правила, приемы и установки появились после пожара в Оперном театре...


Вплоть до начала ХХ века пожары были истинным бичом театральных помещений. Это объясняется тем, что основным строительным материалом было дерево, декорации изготавливались из папье-маше, а огонь на сцене был открытым. Сцену и зрительный зал освещали свечи, позднее - газовые светильники. Угроза возникновения пожара усиливалась и при постановке спектаклей, требующих больших, монументальных декораций.

К числу самых знаменитых происшествий можно отнести пожар в Парижской опере 1715 года; в 1808 г. дотла выгорел Лондонский Ковент-Гарден; в 1853 году жертвой огня стал Московский Большой театр, а за два года до того - Берлинская Королевская опера. Дважды горел Одесский оперный театр - в 1873 и в 1925 годах. Но один из пожаров оказался знаковым не только в истории театра, но и для системы пожарной безопасности.

Это случилось 8 декабря 1881 года в зале Венской оперы во время премьеры "Сказок Гофмана" на музыку Жака Оффенбаха, куда собралось более 1700 зрителей. Спектакль должен был начаться, когда один из рабочих, зажигая газовый рожок софитов, пламенем свечи коснулся декорации, изготовленной из легкой ткани. Ткань вспыхнула, загорелась соседняя декорация. Вся сцена оказалась в огне, публику охватила паника. Неудачная планировка путей эвакуации театра и массивные двери, которые открывались внутрь помещений, привели к тому, что, по разным данным, в тот вечер в Венской опере погибли от 400 до 600 человек.

После этого печального события военный хирург Яромир Мунди и филантроп граф Ганс Вилчек добились того, что уже 1 мая 1883 года в Вене начало нести службу первое в мире добровольное пожарное общество, куда входили пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи.

Сразу после пожара в Вене построили театр-модель, на которой в присутствии театральных деятелей, архитекторов, инженеров и пожарных были сделаны опыты по имитации пожаров, их тушения и приемов эвакуации зрителей. Опыты подтвердили высокую эффективность противопожарного занавеса как средства защиты зрительного зала и дверей, открывающихся по ходу эвакуации из помещений театра. Вместе с тем определилась необходимость устройства над сценой специальных клапанов для выпуска дыма и других продуктов горения, образующихся при пожаре.

Венский оперный театр был заново отстроен, причем архитекторы Фельнер и Гельмер при сооружении театрального здания, помня о том, что двери бывшего театра открывались внутрь и стали ловушкой для неуправляемой публики, все выходы спроектировали так, чтобы они открывались наружу.

Это важное для пожарной безопасности нововведение было применено теми же архитекторами и в Одессе при проектировании нового Городского театра. Одесский оперный театр имеет около двадцати широких и удобных выходов, двери которых открываются наружу. К сожалению, железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений в театре, установили уже после второго пожара 1925 года.

А после трагедии в Вене правительства разных стран приняли законы о мерах безопасности в местах массового увеселения - установки противопожарного занавеса, использования пожаростойких материалов и строительства дверей, открывающихся наружу.