Номер 21 (1068), 10.06.2011

НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕРЕМЕН

В прошлом номере мы поздравили сотрудников транспортной милиции с их профессиональным праздником, как это делаем уже не первый год. Но в этот раз праздничную "бочку меда" подпортила весьма ощутимая "ложка дегтя". Но об этом позднее, а вначале все-таки отдадим дань традициям...


Статистика, которая является спутником праздничных дат практически любых значимых структур, нередко воспринимается читателями как неизбежное зло. Особенно, если речь идет о милиции. Мол, раз так принято, то пусть и будет, читать ведь не обязательно, вот истории преступлений - это да! В этом тексте будут и истории, однако мы все же рекомендуем читателям внимательнее отнестись к приводимым цифрам: почему - станет ясно чуть позже.

Объем работы транспортной милиции сложно представить - настолько он велик. Ведь одна только Одесская железная дорога (а мы, естественно, будем вести речь прежде всего о ней) проходит через территорию шести областей, ее протяженность свыше 5,5 тысяч километров, на этой территории находится большинство морских и речных портов, и это далеко не полный список объектов, которые находятся в оперативном обслуживании УМВД Украины на Одесской железной дороге. Ежесуточно тут курсируют 112 пар (56 поездов) формирования Одесской железной дороги, из них пассажирских - 44 пары (22 поезда, из которых сопровождается 21 поезд, что составляет 95,5 %), пригородных - 68 пар (34 поезда), из которых сопровождаются 44 пары (22 поезда) - сотрудниками охранного общества ООО "Супер-Кентавр" и 22 пары (11 поездов) - нарядами милиции, что составляет 97,1 %. На сопровождение указанных поездов ежесуточно задействуются 140 милиционеров. Основное внимание личного состава милиции общественной безопасности уделяется предупреждению административных правонарушений, преступности, разъяснению об ответственности граждан о совершении правонарушений и преступлений на железнодорожном транспорте.

В текущем году благодаря принятым мерам работниками милиции общественной безопасности непосредственно раскрыто 71 преступление общеуголовной направленности, из них нарядами сопровождения "по горячим следам" раскрыто 7 преступлений. По подозрению в совершении преступлений задержаны 204 человека, выявлены 12 граждан, находившихся в розыске. Но главное: на 36,4 % уменьшилось количество преступлений в поездах, которые сопровождаются нарядами милиции, на территории оперативного обслуживания не допущено разбойных нападений.

Подразделениями Управления выявлены 5114 нарушителей правил поведения на объектах железнодорожного транспорта. Среди них - 67 иностранцев, нарушивших правила пребывания на территории нашего государства; 184 хулигана; 42 человека задержаны за нарушения в сфере незаконного оборота наркотиков; 4013 - за нарушение антиалкогольного законодательства; 963 - за курение в неустановленных местах и т. п. Стоит отметить и такую деталь, что сотрудниками милиции создан фотоальбом воров-гастролёров на 156 человек, которые ранее привлекались к уголовной ответственности за совершение поездных краж, в том числе и иностранцев. За нарушение административного законодательства наложено штрафов на 1394 человека, на общую сумму более 76 тыс. грн, в государственный бюджет поступило свыше 55, 5 тыс. грн.

Большая работа проводится по возрождению общественных формирований, которые стали для милиции настоящими и действенными помощниками. Сейчас на предприятиях Одесской железной дороги действуют 19 общественных формирований общей численностью 397 членов. По опыту европейских стран создано формирование "Правопорядок", куда входят начальники поездов и проводники, выполняющие свои обязанности в пассажирских поездах и одновременно несущие службу по охране общественного порядка. В этом году совместно с членами общественных формирований проведено 156 рейдов, во время которых были задержаны за различные административные правонарушения 267 человек. Общественники помогли и при раскрытии одного из самых громких преступлений, совершенных в поездах Одесской железной дороги.

- Двое молодых людей - двадцатилетний Георгий и двадцатитрехлетний Николози, - рассказывает наш постоянный автор Владимир Павличенко, - несколько лет нелегально жили в Украине, промышляя кражами, грабежами, иногда - случайными заработками. Георгий уже был осужден Суворовским райсудом Одессы, однако, отбыв наказание, со старой жизнью не покончил. Одной из сфер их преступной деятельности были поезда. В поезде "Симферополь-Одесса" парни успели выкрасть ценные вещи у пяти спящих пассажиров на общую сумму около 10 тысяч гривен, но один из пассажиров проснулся, поднял шум и даже попытался задержать воришек. Тем ничего не оставалось, как выпрыгнуть на ходу из поезда, не доезжая до станции Колосовка, где функционирует линейный пункт милиции. Через начальника поезда информацию о преступлении передали майору милиции Дмитрию Лысоконю, который тут же выехал на место происшествия. На развилке дорог в двух километрах от станции он заметил молодых людей, которые бежали с набитыми доверху рюкзаками, стремясь успеть на автобус "Николаев-Киев", стоявший на остановке. Молодчики по приметам весьма походили на поездных воров. Потому, заблокировав проезд автобуса, Дмитрий Лысоконь попытался их задержать. Молодые люди бросились наутек в разные стороны. Один спрятался в поле подсолнечников, а второй побежал в сторону села. Его и догнал майор. А вот второго нашли при помощи служебной собаки. Задержанные назвались чужими именами, отрицали все обвинения. Но с помощью членов общественных формирований, которые пешком прошли не один километр, удалось собрать украденные вещи пассажиров, которые злоумышленники выбрасывали через окно поезда. Как потом оказалось, кражи они совершали в течение нескольких месяцев - всего в суде была доказана их вина в совершении 23 краж.

Причем - и это принципиально важный момент - все предыдущие кражи были совершены этими ворами в пассажирских поездах, которые не сопровождались нарядами милиции, а стоило им рискнуть в поезде, где такой наряд был, плюс еще и общественное формирование, как тут же попались. Кстати говоря, за весь уже пятимесячный период этого года в тех пассажирских поездах Nдесской железной дороги, которые сопровождают наряды транспортной милиции (а это, напомню, 95,5 % всех составов), совершено всего 7 краж, из которых большая часть раскрыта по горячим следам. Во всех же прочих (4,5 %) поездах - за тот же период зарегистировано 18 краж. Комментарии, как говорится, излишни.

А вот теперь - обещанная информация о "ложке дегтя".

Дело в том, что 24 мая начальникам железных дорог Украины поступило письмо за подписью Генерального директора "Укрзалiзницi" В. Козака, согласно которому с 1 июня с. г. сопровождение пассажирских поездов осуществляется не нарядами транспортной милиции, а ведомственными подразделениями военизированной охраны железнодорожного транспорта (ВОХР). При этом даже милицейское руководство было, что называется, поставлено перед фактом.

Трудно сказать, чем вызвано такое решение.

Милиция плохо работает? Так ведь статистика свидетельствует об обратном (вот почему, уважаемые читатели, мы в начале привели так много цифр). Да и железнодорожная администрация претензий к милиции не предъявляла, скорее, наоборот: так, руководством Одесской железной дороги в 2009-2010 годах были отмечены грамотами, благодарностями, ценными подарками 157 сотрудников инспекторского состава подразделений сопровождения УМВД Украины на Одесской железной дороге. Экономия средств? Да, наряд сопровождения занимает отдельное купе (а как можно работать иначе?), но что, ВОХРовцы будут ютиться в тамбуре или стеснять проводников в их рабочих купе? В письме руководителя "Укрзалiзницi" приводится такой интересный аргумент, как недогруженность работой сотрудников ВОХР. Ну, это уже просто смешно: мало работы - сокращают штат. Так что, как видим, аргументы в пользу решения "Укрзалiзницi" довольно-таки слабые, а вот печальные его последствия нетрудно спрогнозировать.

- Начнем с того, - говорит заместитель начальника УМВД Украины на Одесской железной дороге, начальник милиции общественной безопасности полковник милиции Владимир Чеховский, к которому мы обратились за комментарием, - что подразделения ВОХР не имеют правовых оснований для осуществления охраны общественного порядка, эта функция в соответствии с действующим законодательством возложена только на милицию и общественные формирования по охране общественного порядка. Согласно нормативным актам, которые регламентируют работу военизированной охраны, эта структура "Укрзалiзницi" осуществляет охрану грузов и объектов железнодорожного транспорта, надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, ликвидацию пожаров. Таким образом, в случае совершения правонарушения или преступления в поезде сотрудники ВОХР не имеют каких-либо полномочий по документированию противоправных действий и проверок причастности к их совершению лиц, а лишь могут сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции. Уже одно это обстоятельство значительно ухудшит состояние правопорядка в пассажирских поездах.

Мы уже не говорим о том, что сопровождение грузов и пассажиров - это "немножко разные вещи", а приобретение новых навыков требует немалого количества времени. А время в данном случае и впрямь не терпит: ведь не за горами ЕВРО-2012, когда по железной дороге будут передвигаться сотни тысяч болельщиков, представителей официальных делегаций и т. п., в том числе иностранцы. Нетрудно представить, какой это "клондайк" для профессионалов легкой наживы. И вот в преддверии этой ситуации, когда требуются дополнительные меры по охране общественного порядка, в том числе и при сопровождении поездов, одним росчерком пера идет насмарку весь многолетний опыт работы транспортной милиции.

А ведь милиционеры уже серьезно готовятся к ЕВРО-2012. Сотрудники милиции, в том числе и те, кто входит в состав нарядов сопровождения поездов, учат английский язык, чтобы общаться с иностранцами хотя бы на бытовом уровне. В начале года на совместном совещании руководства Одесской железной дороги и правоохранительных органов, сотрудничающих с ней, было принято решение, в рамках подготовки к чемпионату "об обеспечении подвижного состава пассажирских поездов памятками- предупреждениями относительно краж личного имущества в поездах на разных иностранных языках и установке систем видеонаблюдения в пассажирских поездах с сохранением информации (архиваторами) в течение не менее 10 суток". Указанная памятка, как рассказал полковник милиции Владимир Чеховский, уже разработана Управлением на пяти языках (украинский, русский, английский, немецкий и французский), ведется работа и в других направлениях, чтобы обеспечить надлежащий правопорядок на объектах железной дороги во время проведения ЕВРО-2012.

Мы сделали упор на ЕВРО-2012 поскольку речь идет о престиже государства, но ведь и наши соотечественники тоже заслуживают защиты от преступных посягательств во время своего передвижения в поездах. И все-таки хочется надеяться, что железнодорожники и милиционеры сумеют достойно выйти из этой непростой ситуации. Это в наших общих интересах.

Александр ГАЛЯС.

P. S. Не так давно "реформаторы" из российского МВД попытались упразднить транспортную милицию. Одним из следствий стал взрыв в аэропорту "Домодедово", где сотрудники ЛУВД были выведены за штат (при этом погибла и наша землячка Аня Яблонская). После чего транспортную милицию спешно восстановили и принялись укреплять.

На фото: заместитель начальника УМВД Украины на Одесской железной дороге - начальник милиции общественной безопасности полковник милиции Владимир Чеховский;
сотрудники транспортной милиции при исполнении служебных обязанностей.