Номер 19 (1066), 27.05.2011

НУЖНА ЛИ ТЕМА О ТАЛАНТЕ?

"Россия является рекордсменом по количеству одаренных детей, особенно в области творческих направлений. По мнению специалистов, подобный "креативный бум" может быть отчасти связан и с непростыми условиями существования в суровой российской среде". Так интригующе начинается статья, найденная нами на одном из сайтов. В принципе, то же самое можно сказать и об украинских детях. И мы предложили прокомментировать основные положения данной статьи нашему постоянному автору Раисе Краевой. Раиса Васильевна - социальный педагог с более чем 25-летним стажем, мать троих детей, каждый из которых достиг определенных успехов. 20-летний Алексей - один из самых первых членов телеклуба "Самый умный". 12-летний Александр недавно поучил диплом второй степени на международной интернет- олимпиаде по математике. Самая младшая, 11-летняя Наташа, регулярно и не без успеха участвует в школьных турнирах по интеллектуальным играм.

Вот я читаю: "Общий индекс творчества для российских детей выше, чем для представителей других стран. Так, к примеру, средний уровень креативности для российской выборки выше, чем для американской. Возможно, это связано с не самыми лучшими условиями существования". Так пишет Виктория Юркевич, московский профессор, заведующая лабораторией "Психология одаренных детей". Позволю себе не согласиться с этим утверждением сразу по нескольким линиям.

Во-первых, "хромает" сравнение с уровнем американских детей. Надо же учитывать их происхождение, социальный статус, вид школ, в которых они учатся. Да, выходцы из бывших союзных республик в самом деле по статистике показывают высокие результаты в американских школах и университетах. Это в целом. Но, к примеру, делал ли кто-нибудь выборку, оценивающую детей "новых русских"?

Второе. Все-таки традиция "читающей нации" и престиж образования даже в глубинке еще сильны.

И третий, по-моему, крайне важный фактор - креативность, инициативность и самоотверженность учителей все того же постсоветского пространства. Там, где американский учитель будет старательно соответствовать стандарту, работать качественно, но ровно, наш учитель зачастую - "и швец, и жнец, и на дуде игрец".

Еще бытует мнение в среде специалистов, что одаренных детей на Руси всегда было много, просто сейчас их научились лучше выявлять. Снова тезис бездоказателен. Выявлять - как и в каком возрасте? По каким параметрам, и какая одаренность имеется в виду? Бесконечные конкурсы для одаренных и талантливых, включая те, где за участие нужно выложить некую сумму, по моему глубокому убеждению, наносят большой вред самому понятию.

Что мешает вернуться к теме детских праздников и фестивалей, где определяющим был олимпийский принцип участия, а не гонки за победными очками и местами, где улыбающиеся родители обсуждали цвет бантиков и школьные новости, а не оттачивали мастерство закулисного противостояния? Талантливые и одаренные - по определению - это превосходящие средний уровень. Статистически такие "превосходящие" не могут превышать некий процент, ибо если одаренными признать, к примеру, 70 % детского населения, то впору задуматься о методиках определения или чьей-то заинтересованности.

Возьмем детский спорт. Уже много лет ни к чему не приводит дискуссия мудрых спортсменов и педагогов о том, что не стоит путать детский спорт, массовый и прекрасный, со спортом высших достижений. То же отнесу и к проблеме вундеркиндов. Нужны конкурсы, олимпиады - как интеллектуальные, так и творческие, и, особенно, прикладные. Но не более чем в качестве "тренажеров", помогающих следить за "биометрическими" параметрами таланта.

Ведь в каждой мало-мальски стоящей затее есть предшествующий пьедесталу достойный путь намерения, старта, преодоления, взаимодействия, минуты отчаяния и разочарования, поиск помощников или обретение самости и лишь затем - краткий миг результирующей точки, после которой, если не обрезать процесс ложными ликованиями, - новые намерения, старты, интересы и вызовы, которые по сумме баллов и создают Личность, независимо от придуманных кем-то шкал и уровней. И не секрет, что главная опасность, подстерегающая истинного или мнимого гения, - это люди, старшие и ровесники, особенно последние, которым, в большинстве случаев, важно в каждом новом "энштейне" совсем не то, что талдычат ему окружающие "чудо-ребенка" взрослые, амбиции которых могут нанести огромный вред "герою".

И, наконец, хочется успеть сказать еще одну принципиальную, с моей точки зрения, вещь: очень важно, чтобы в жизни "чудо- ребенка" было место... нет, не подвигу, а юмору, улыбке, иронии и Ее Величестве Игре.

Лично я, со всем своим многолетним опытом, давно пришла к выводу, за который меня, возможно, не поймут и даже осудят коллеги. Но я считаю, что в современной Украине и в Одессе, в частности, вообще не нужна эта тема - одаренность и талант. Оценивать следует результат: стихотворение, музыку, картину, решение задачи, спортивные достижения. Затем следует просто воссоздать (или усилить имеющуюся) систему пошаговых курсов, каждый из которых дает некий исчисляемый результат. А если уж речь идет о суперодаренности, когда обычные параметры зашкаливают, тут уж, простите, граждане взрослые специалисты, ваша единственно правильная позиция и миссия - служить таланту и обслуживать его любыми доступными методами. А это уже вопрос менеджмента. Впрочем, мы ничего нового не изобрели: все те же школы для одаренных детей советского периода "расставляли сети" и пользовались услугами "рекрутеров", которые отыскивали талантливых детей и завлекали их в Москву, Киев или Новосибирск.

И в конце еще немного "дегтя". Где наши былые бесплатные кружки для действительно одаренных и увлеченных? Особенно нужны кружки прикладные, где можно конструировать и программировать, защищать не теоретические доклады, а действующие модели, мечтать и дерзать, независимо от суммы, которые тебе могут выделить родители на досуг или карманные расходы. Ведь дело не в деньгах - вот оно, новое возвращение к теме бедности и креативности. Дело в умении принимать трудности и преодолевать их. Ведь если на простой вопрос: "Как поместить икс мегабайт на диск, где недостаточно места?" есть единственный и всегда готовый ответ: "Купить новый диск на папины деньги", то мы зря поднимали вопрос в начале статьи.

А на нашем веселом семейном суденышке, как всегда, не скучно. Теснота и скученность "умников", вечная конкуренция и неуспокоенность старших делают свое дело: младшие не столько играют в игры, предлагаемые новой реальностью, сколько оказываются вовлеченными в не всегда формулируемые правила жизни именно в нашем сегменте реальности. И вот уже еще десяток интереснейших сайтов развивающе-образовательной направленности в мой дневник-каталог подбрасывают мне мои дети. Вот мы на полном серьезе и сами сражаемся, и друзей "подсаживаем" на бациллу интеллектуального досуга, и в преддверии лета облизываемся на конкурсы и проекты, в которых мы тем или иным составом примем участие или же проведем их для себя сами. Благо, идеи имеются.

Раиса КРАЕВА.