Номер 3 (1050), 28.01.2011

МОЛОДЫЕ МОШЕННИКИ

(Окончание. Начало в № 2.)

Вместе с бурным развитием кредитования растут долги населения банкам. На фоне ужесточающейся конкуренции на украинском рынке кредитные организации все лояльнее относятся к заемщикам в оценке их платежеспособности. Мошенники этим активно пользуются.

Наиболее рискованный банковский продукт - экспресс-кредиты. Всего за 10-15 минут непосредственно в торговой точке заемщик может купить товар на деньги банка. Сотрудники кредитной организации за такой короткий период времени физически не имеют возможности провести качественную проверку платежеспособности клиента. Вердикт выносит электронная скоринговая система на основе данных стандартной банковской анкеты. По мнению экспертов, скоринг не всесилен. "Все мошенничество остановить нереально, но потери можно минимизировать. Необходимо проводить тщательный анализ кредитной заявки и сравнительный анализ ее с другими". Насторожить, может, например, такой факт: молодой человек утверждает, что он ежемесячно получает 3 тысячи долларов. Сам по себе такой ответ не может быть основанием для отказа, но должен привлечь внимание кредитного специалиста, как и другие подобные факты. Чем больше вызвавших недоверие пунктов, тем тщательнее должна быть проверка платежеспособности этого заемщика.

"Если клиент на этапе анкетирования обманул банк, скоринговая система тут бессильна. Этим активно пользуются мошенники, придумывая различные схемы обмана кредитных организаций. Они изучают все нюансы работы скоринга - знают, как "правильно" отвечать в анкете, поэтому легко могут обмануть банк.

"Руку" аферистов из общего числа просрочек можно увидеть сразу: по погашению таких кредитов не сделано ни одного платежа. Помощниками злоумышленников очень часто выступают ничего не подозревающие добропорядочные граждане. Наверное, каждому из совершеннолетних украинцев приходилось хоть раз заполнять по какому-нибудь случаю анкету, в которой необходимо было рассказать о себе, указать паспортные данные и поставить подпись. Сведения, оставленные человеком о себе, могут стать эффективным инструментом заработка для мошенников.

Источник в правоохранительных органах на условиях анонимности рассказал нам об одной предприимчивой "предпринимательнице", которая во временно снятом помещении устраивала кастинг соискателей на работу. Через некоторое время она говорила человеку, что его кандидатура не подходит работодателям. Соискателям и в голову не приходило, что они заполняли аналог банковской анкеты на получение кредита, пока к ним не стали приходить уведомления из банков о просрочках. Попадаются на удочку аферистов и наивные граждане, желающие сэкономить, но до сих пор не уяснившие, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках. К примеру, мошенники предлагали людям за двести гривен купить микроволновую печь или пылесос, при этом обильно сдабривали свою речь словами "распродажа" и "розыгрыш". Взяв у такого доверчивого гражданина паспорт, мошенник через некоторое время приносил обещанный товар, забирал деньги и исчезал, оставляя ничего не подозревающего покупателя один на один с кредитом. Некоторые предприимчивые граждане добровольно продавали данные своего паспорта. Как потом оказывалось, они сильно продешевили. Так, у одного молодого человека мошенники попросили паспорт на 15 минут. В обмен на такую необременительную, как ему казалось, услугу молодой человек получал 500 долларов. Сделка состоялась. Мошенники пропали, оставив незадачливого предпринимателя с кредитом на три тысячи долларов, о котором он узнал лишь тогда, когда получил уведомление из банка о просрочках.

Сотрудник кредитной организации, пожелавший остаться неназванным, поведал другую историю. Аферист предложил своей любимой женщине быстро заработать денег, то есть набрать кредитов по разным банкам, предварительно заявив об утере паспорта. Мошенник учил ее, что суммы брать надо маленькие, за которые банки "биться" не будут. Однако "добрый" приятель исчез со всеми деньгами, а непутевую сообщницу вычислили правоохранительные органы. Очень часто к оперативникам поступают жалобы от сотрудников службы безопасности банков, в результате анализа которых удалось установить определенную схему поведения мошенников. Аферисты подыскивают заемщиков среди алкоголиков, готовых за бутылку водки согласиться практически на что угодно. Его приводят в порядок, вплоть до покупки нового костюма и оплаты парикмахерской, после чего выдают ему необходимые справки, подтверждающие его платежеспособность, составляют документ с места работы и отправляют за ссудой. Даже если у кредитного инспектора возникнут сомнения по поводу подлинности документов и он решит перезвонить по указанному в них рабочему телефону, у мошенников все продумано: на том конце провода обязательно ответят и дадут самую положительную характеристику своему "сотруднику". Эксперты кредитного рынка отмечают, что доля намеренных невозвратов в общем объеме просроченной задолженности не превышает 10-15 %, однако в некоторых банках, как правило, являющихся лидерами потребительского кредитования, этот показатель может доходить до 25 %. При этом очень часто вернуть деньги бывает невозможно, мошенники исчезают, оставив свои долги банкам и добропорядочным гражданам. Последним сотрудники правоохранительных органов не устают повторять: будьте бдительны!

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик;
А. ПРОЙДЕНКО.