Номер 34 (881), 14.09.2007

В ЖУРНАЛИСТКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО

Летом 1997 г. в нашем городе впервые состоялся конкурс "Мисс Пресса". Десять лет спустя мы предложили участницам и организаторам этого конкурса вспомнить об основных его перипетиях. Воспоминаниями поделились победительница конкурса Зоя Казанжи, призеры Анна Яблонская и Анна Керпель. Некоторые уточнения внес один из авторов и организаторов проекта Александр Галяс.

ОТКУДА КТО ПРИШЕЛ

А. Яблонская. Насколько я помню, на конкурс меня пригласил кто-то из организаторов. В то время я еще училась в школе и подрабатывала в рекламном агентстве. Всю эту затею я восприняла как шутку, но меня "глубоко" в нее затянули. Вообще, самое курьезное в этом конкурсе то, что я была значительно младше остальных участниц, поэтому чувствовала себя очень неловко и странно.

А. Керпель. В ту пору я была сотрудником "Одесских известий", но по случаю отпуска по уходу за ребенком подрабатывала в веб-дизайнерской фирме "Группа товарищей". Я согласилась участвовать в этом конкурсе просто потому, что мне было любопытно. Это было неожиданно, интересно и воспринималось как какое-то развлечение.

З. Казанжи. На конкурсе существовало возрастное ограничение - до 30 лет. А мне было 29. Я еще смеялась, что это мой последний шанс, и мне непременно надо выиграть!

По условиям для участия требовалась рекомендация от своего СМИ. Работала в то время я в "Одесском вестнике". Тогдашний редактор категорически не хотел, чтобы я принимала участие в конкурсе. У него на это были свои соображения. Поэтому "Одесский вестник" рекомендовал на конкурс другую журналистку. Меня это, конечно, здорово задело, и я попросила рекомендацию у Юрия Работина, председателя регионального отделения Союза журналистов Украины. За что ему до сих пор благодарна.

А. Галяс. Идею конкурса придумали мы с Вадимом Меремсом, который тогда возглавлял городское управление по делам молодежи, физкультуры и спорта. Сейчас уже можно признаться, что отбор участниц проходил чисто формально: поскольку мы не были до конца уверены, что молодые журналистки так уж охотно откликнутся на наш призыв, то, как минимум, четырех из семи участниц сами уговорили подать заявки. Но Зоя Казанжи пришла сама, что нас, признаться, крайне удивило. Дело в том, что тематика и характер Зоиных статей позволяли судить о ней как о человеке напористом, решительном и жестком. Я даже позволил себе назвать ее "железной леди одесской журналистики". И очень сложно было представить Зою "мисской" (так шутливо прозывают участниц разного рода конкурсов "Мисс..."). Как выяснилось впоследствии, я ошибался, чем, однако, нисколько не огорчился.

О ПОЛЬЗЕ "ДЕСПОТИЗМА"

З. Казанжи. Готовились мы к конкурсу под руководством режиссера Наташи Князевой. Она таким "деспотом" была! Я, например, категорически отказывалась "отрабатывать приемы" выхода на сцену, но Наташа была неумолима: "Это же зрелище, как ты не понимаешь?! Наличие мозгов - это хорошо, конечно, но люди придут на шоу!" Кстати, Наташа Князева, наверное, была первым человеком, который заставил меня крепко задуматься над тем, что "в человеке все должно быть прекрасным - и душа, и одежда, и мысли".

Занимаясь с Наташей, мы все очень быстро ощутили, что конкурс - это колоссальный труд и напряг. Все ведь считают, что для того, чтобы участвовать в разных конкурсах "мисс", мозги нужны минимальные. Может быть, но не в нашем случае. Я помню, как Аня Керпель в конце даже провозгласила своеобразную клятву - никогда ничего плохого не писать о конкурсах "миссок"...

А. Керпель. Я благодарна Наташе Князевой: актрисой я, конечно, не стала, но модельным шагом ее выучки иногда пользуюсь и теперь.

А. Галяс. Это сейчас наши дамы вспоминают об уроках Натальи Князевой с благодарностью, а я помню, что собрать их всех вместе на репетицию было попросту невозможно. Наташе приходилось репетировать то с тремя, то с четырьмя участницами, не получая при этом, кстати, ни копейки. В том, что конкурс получился увлекательным и зрелищным, конечно, ее большая заслуга.

ФАКТЫ ПОД "АРГУМЕНТАМИ"

А. Галяс. В силу некоторых обстоятельств проведение конкурса пришлось перенести на неделю. Об этом стало известно, что называется, в последнюю минуту, так что одна из газет умудрилась написать о конкурсе как о состоявшемся и даже назвала имя победительницы (ошиблась, кстати). Я, помню, отреагировал на такую поспешность шутливой репликой в "Порто-франко", на что автор злополучного "прогноза" страшно обиделся и поместил "отлуп", по объему раз в пять или шесть превышающий мою реплику. Но на конкурс этот человек не пришел.... И очень много потерял. Потому что наши дамы проявили себя во всем блеске талантов и фантазии.

Если мне память не изменяет, то конкурсов было шесть. Сперва нужно было отрекламировать себя и свое СМИ. Затем было что-то типа разминки, когда девушки задавали друг другу некую ситуацию и нужно было за 30 секунд найти выход из нее. Был конкурс буриме: мы заранее раздали набор рифм, исходя из которого требовалось написать стихотворение. Рифмы подобраны были не случайно: я взял их из "Песни журналистов", которая прозвучала в фильме Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". До уровня оригинала никто, конечно, не дотянулся, но некоторые фрагменты звучали очень даже остроумно. Увлекательным получился конкурс талантов: девушки пели, читали стихи, танцевали...

З. Казанжи. Был такой интересный конкурс - танцы под наугад включенную музыку. Мне поставили музыку из одного известного фильма, героиня которого танцевала босиком. Я об этом не знала. Ко времени начала танцевального конкурса мне изрядно натерли ногу новые босоножки, и я непроизвольно их сняла. Только спустя какое-то время поняла, что же так развеселило публику во время моего танца.

А. Яблонская. Мне в память врезался конкурс "Платье из любимой газеты". Почему-то я лучше запомнила наряды других конкурсанток, чем собственный. У меня наряд был простой - юбка полусолнышком, кофта, и шапка типа "пилотки". А вот у Анны Керпель было шикарное вечернее платье - настоящее "от-кутюр": разрез, декольте, отвороты...

А. Керпель. В ту пору я любила читать "Аргументы и факты". Из этой газеты вместе с подругой - профессиональным дизайнером - мы "сшили" скотчем вполне милый костюм. Но для меня оказались неожиданными условия конкурса (вероятно, пропустила какую-то репетицию): нужно было не просто продемонстрировать платье, но прорекламировать газету, из которой оно сделано; что-то спеть, рассказать или прочесть стихотворение, сценку разыграть. Об этом я узнала, когда конкурс уже был объявлен. Пришлось импровизировать. И вот я вышла, показала на себя и сообщила: "Под этими "Аргументами" всегда есть факты". Судя по реакции, народу понравилось.

А. Галяс. Сказать, что понравилось, это мало. Реакция была просто бурной. Аня запамятовала, КАК она показала на себя. А она взялась за края юбочки (мини, разумеется), на секунду распахнула ее, произнесла свою фразу, и запахнула. Если бы в зале не сидела, в общем-то, интеллигентная публика, можно было бы сказать: "Зал стонал от восторга".

СЕБЯ ПРЕОДОЛЕТЬ...

З. Казанжи. В конкурсе участвовали девушки интересные и талантливые. Победителей выбирала публика, которая заполняла анкеты. А жюри лишь подсчитывало количество голосов, отданных за ту или иную конкурсантку.

А. Яблонская. Участвовать было крайне интересно, хотя и жутко. Тогда я была смелая до безрассудства. Несмотря на то, что у меня был некоторый журналистский опыт, я все же чувствовала себя не в своей тарелке. То, что я заняла второе место, стало для меня, мягко говоря, шоком. Конкурсанток оценивали зрители путем тайного голосования, а из "моих" в зале были только родители. До сих пор не понимаю, почему за меня отдали свои голоса столько людей. Спасибо им за это.

З. Казанжи. Если честно, я ОЧЕНЬ хотела победить. В первую очередь, и мне совершенно не стыдно в этом сознаться даже годы спустя, чтобы утереть нос моему тогдашнему редактору. Он, кстати, пошел сразу со мной фотографироваться и говорил при этом: "Она из моей газеты!" Было очень смешно, особенно тем, кто знал историю моего участия в "Мисс Пресса".

А. Галяс. На самом деле, в истории с Зоей все было еще смешнее (или печальнее - как кому покажется). Конкурс проходил в воскресенье. Уже во вторник информацию о нем с фотографией на первой полосе поместила "Вечерняя Одесса". "Одесский вестник", где работала победительница, откликнулся на это событие... через неделю. Что поделать, таковы нравы нашей журналистики...

З. Казанжи. Кстати, я заметила такую вот интересную особенность: мужчины-журналисты написали тогда доброжелательные материалы, а коллеги-женщины все больше состязались в умении "пригвоздить конкурсанток". Я не отслеживала специально публикации на эту тему, но, по крайней мере, то, что увидела, именно таким и было.

А. Яблонская. По окончании конкурса в качестве приза зрительских симпатий мне подарили два прыжка с парашютом. Один билетик я прямо на сцене вручила Ане Керпель. Мы прыгали вместе. До сих пор вспоминаю это как одно из самых странных событий моей жизни.

З. Казанжи. Тогдашнее участие в конкурсе для меня было очень большим преодолением себя! И мне даже кажется, что с того времени и моя жизнь чуточку изменилась. В лучшую, конечно, сторону...

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

"Мисс Пресса-97" Зоя Казанжи вскоре после конкурса стала помогать Сергею Кивалову. Она во многом способствовала тому, что тогда еще далеко не широко известный ректор юридической академии стал народным депутатом Украины. Затем Зоя работала редактором газеты "Слово", пресс-секретарем Центральной избирательной комиссии, ведет журналистские тренинги.

Второй призер - Аня Яблонская за минувшие десять лет окончила школу и вуз, выпустила несколько сборников стихов, публикуется в солидных журналах, а недавно дебютировала в качестве драматурга. Наталья Князева со своим театром "Тур де Форс" поставила спектакль по ее пьесе.

Другая вице-мисс, Анна Керпель, в настоящее время возглавляет одесскую редакцию "Газеты 24".

В журналистике успешно трудятся Надежда Супранович и Жанна Биленко.

А вот Татьяна Франциан, которая в пору проведения конкурса совмещала телевидение и пение, окончательно сделала выбор в пользу эстрады. Она неоднократно становилась победителем и призером всеукраинских и международных конкурсов, помогает юным дарованиям обрести себя в искусстве.

Ольга Трандасир всерьез занялась поэзией, выпустила сборник стихов, представляла наш регион во всеукраинских встречах молодых литераторов. Примеры ее творчества можно найти в интернете.

Иными словами, все участницы конкурса "Мисс Пресса" так или иначе успешно себя реализовали. В чем, наверное, и состоит главный итог этого уникального состязания.

РЕПЛИКА "ПОД ЗАНАВЕС"

З. Казанжи. Жаль, что конкурс заглох. Я еще тогда, десять лет назад сказала, что если конкурс будет, то я обязательно придумаю приз от себя и вручу одной из конкурсанток. Не отказываюсь от этого и сейчас.

Материал подготовили Светлана МЕРКУЛОВА и Евгений МАКСИМОВ.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
перед началом конкурса;
"Мисс Пресса" Зоя Казанжи.