Номер 41 (786), 21.10.2005

МИХАИЛ РЫБАК

ДВЕ ФЛОТИЛИИ КАПИТАНА ГРИГОРА

Было время, когда пассажирский флот Черноморского пароходства был самым многочисленным в одной из самых мощных в мире морских держав – Советском Союзе.

До середина 60-х годов самыми крупными и комфортабельными пассажирскими лайнерами были переданные нашей стране по репарациям после победы над Германией дизель-электроход "Россия" (бывший "Патриа"), теплоход "Победа" (бывший "Иберия") и пароход "Адмирал Нахимов" ("Берлин"). Остальные "пассажиры" и по тоннажности, вместимости пассажиров, комфорту были против тех трёх лайнеров "малышами". Это были теплоходы одной серии типа "Аджарии", "Армении", "Латвии", "Литвы" (их называли теплоходами-республиками), и наконец "Феликса Дзержинского", на капитанском мостике которого был опытный моряк Михаил Иванович Григор. В отличие от многих своих коллег, Григор стал капитаном уже в зрелом возрасте, ибо до этого прошёл войну. Но корабли и море стали делом всей его жизни. Капитан Григор был не только прекрасным судоводителем, но и всегда интересовался вопросами судостроения, всем, от чего зависит и внешний вид, и плавучесть, скорость и надёжности корабля.

Перед отправкой на судоверфь прибалтайского порта Висмар (ГДР), где Министерство морского флота СССР заказало серию новых пассажирских теплоходов, Михаил Иванович всесторонне продумал и начертил свой оптимальный вариант конфигурации корпуса и трубы корабля, который хотел бы увидеть, а к тому времени уже было решено, что капитаном первого "пассажира" новой серии будет назначен именно он. По его проекту корпус корабля был сравнительно вытянутым в длину, и немецкие судостроители с таким решением согласились. Так что, корпуса и трубы пяти строящихся "пассажиров" рождались в Висмаре по проекту одессита Григора.

Первым был спущен на воду теплоход "Иван Франко", и осенью 1964 года капитан Григор привёл его в Одесский порт.

Морского вокзала тогда не было, но был удобный П-образный причал на всем известной Крымской гавани. К верхней "перекладине" П-образного причала и ошвартовался лагом 130-метровый корпус "Ивана Франко". Мне тогда удалось в числе первых посетителей одновременно с вездесущими пограничниками подняться на борт и первым делом взять интервью у капитана Григора в его просторной каюте.

Через какое-то время пассажирский уют Черноморского пароходства пополнили теплоходы новой "писательской" серии – "Тарас Шевченко и "Шота Руставели", а "Михаил Лермонтов" и "Александр Пушкин" пополнили флот Балтийского пароходства и получили прописку в Ленинграде. В отличие от "пассажиров" всех стран, корпуса "писательской" серии были окрашены не в белый, а в чёрный цвет. И только в середине 80-х годов их покрасили белой краской. Так что, флотилия капитана Григора уже и по "-%h-%,c виду смотрелась как пассажирская.

Во время первой встречи с капитаном Григором в каюте(вернее, в капитанском салоне) "Ивана Франко" я обратил внимание на макеты парусников, разместившихся на полочке, закреплённой под прямым углом к огромному столу. Тогда-то я узнал, что Михаил Иванович уже не первый год собирает парусники из наборов конструкторов, которые приобретает в иностранных портах. Будучи впоследствии в его квартире, имел удовольствие ознакомиться с огромной "флотилией" парусных кораблей разных времён и народов. От простейших одномачтовых – до пяти и семимачтовых с полным набором развёрнутых парусов, бортовым вооружением и прочими важными для парусных кораблей разных времен деталями.

В свободное время Михаил Иванович тщательно собирал по чертежам и рисункам макеты каравелл и пакетботов, бригов и шверботов, в том числе конкретных исторических парусников, на которых совершали путешествия и великие географические открытия Семён Дежнев и Витус Беринг, Фернандо Мегеллан, Америго Веспуччи, Христофор Колумб и другие известные мореплаватели. Капитан Григор не только собирал свою парусную флотилию, но и одновременно изучал, сравнивал конфигурацию корпусов кораблей, их достоинства и недостатки. Нет сомнения, что эти исследования на макетах сыграли свою роль при конструировании чертежей корпуса пассажирских теплоходов. Увы, к концу 90-х годов теплоходы "Иван Франко" и "Тарас Шевченко" по старости ушли в металлолом, такая же судьба ждёт остальные "пассажиры" григоровской флотилия. Но самое обидное, что нет им достойной смены, что уже не ласкают взор белые красавцы-теплоходы у причалов нашего поистине шикарного морского вокзала. И уже трудно ответить на простой, казалось бы, вопрос: Украина морская держава или только часть суши, омываемая на юге Чёрным морем?