Номер 49 (845), 15.12.2006
СУДИТЕ САМИ
5 декабря в новостийной программе телекомпании "Интер" был показан сюжет ее собственного корреспондента в Одесской области Ю. Селиванова, где Одесская железная дорога названа участником конфликта с городскими властями по поводу размещенной на ее территории смертоносной рекламы. Мы решили полностью опубликовать на своих страницах расшифровку сюжета, потому что нас учили в любом споре быть беспристрастными, выслушивать обе стороны, как говорится, учитывать мнение всех. Трудно представить, чтобы журналист был просто прохожим с микрофоном в руках и камерой на заднем плане. Читатель может вникнуть в каждое слово, сравнить факты и сделать вывод. Наверное, это и есть то, что называется газетным подходом к делу.
У каждой профессии, говоря поэтическим языком, собственная гордость. Журналисты просто обязаны представить факт ярко, заметно. И при этом, чтобы подтвердить свои титулы, иногда забывают о достоверности, о том, что каждое слово нужно проверять, ведь оно не известная всем горожанам пичужка.
Итак,
РАСШИФРОВКА НОВОСТИЙНОГО СЮЖЕТА ТЕЛЕКОМПАНИИ "ИНТЕР"
05.12.2006, канал Интер, Подробности, 21.00
Ведущая Светлана Леонтьева:
В Одессе реклама бьет потребителя по голове в буквальном смысле этого слова. Тысячи рекламных щитов установлены с нарушением правил безопасности. После нескольких несчастных случаев власти города начали их срочный демонтаж.
Журналист Юрий Селиванов:
В конфликте городских властей Одессы с руководством Одесской железной дороги по поводу размещенной на ее территории смертоносной рекламы образовался непроходимый "служебный тупик".
Месяц назад часть ограждения железной дороги вместе с укрепленными на нем рекламными щитами рухнула прямо на головы прохожих. Один человек погиб, другой получил тяжелые травмы. Реакция транспортного ведомства была нулевой.
Поскольку стенды находились на территории предприятия, то и разрешение на их установку могло давать только его руководство. Но докопаться до истины невозможно, поскольку железнодорожники молчат. После этого инцидента городские власти объявили опасной для жизни рекламе тотальную войну. Мэр даже пригрозил: если в течение месяца порядок не будет наведен, службу внешней рекламы закроют. Чиновников дважды просить не пришлось пятьсот "левых" биллбордов, лайтбоксов и троллов оперативно демонтировали. Но в случае с железной дорогой коса нашла на камень.
Игорь Хотин, начальник Одесского бюро эстетики и внешней рекламы:
Дело в том, что мы не можем попасть к ним на территорию. Это их территория, и были случаи, когда мы пытались, будем говорить, демонтировать своими силами, но мы встречали сопротивление.
Руководство железной дороги категорически отказывается комментировать ситуацию. Между тем опасные щиты по-прежнему нависают над головами прохожих.
Оксана Гороховская, инспектор Одесского бюро эстетики и внешней рекламы:
Вот, пожалуйста, стационарный щит 3 на 6. Обратите внимание на то, что он, во-первых, уже слегка наклонен. Далее посмотрите на его основание: подушка не утоплена, находится в отвратительном состоянии, прогнил уже бетон.
Светлана Григорьева, одесситка:
В любой момент даже небольшой ветер он может упасть.
Говорят, пока гром не грянет мужик не перекрестится. Судя по полному отсутствию реакции руководства железной дороги, там работают одни атеисты.
* * *
Но вернемся к событиям месячной давности предпоследнего дня октября. Часть ограждения железной дороги вместе с укрепленными на нем рекламными щитами действительно рухнула на тротуар.
Напомним, в тот день в Одессе разыгрался настоящий бурелом. И стихия сделала свое недоброе дело. Ветер дул шквалистый, северный и рекламное полотно поймало его очередной порыв, словно парус, под прямым углом. Пострадали двое молодых, полных сил, людей. Горько один из них скончался на месте. Факт, безусловно, прискорбный. Будем надеяться, что виновных вскоре определит прокуратура.
Вопросом кто же виноват, озадачились и средства массовой информации. Им всегда не терпится первыми узнать ответ. Не будем спорить, оперативность качество для журналиста далеко не последнее.
Известный в Одессе и за ее пределами журналист Юрий Борисович Селиванов, решил проинформировать украинского телезрителя о "непроходимом служебном тупике" в "конфликте" между городскими властями и руководством Одесской железной дороги в вопросах контроля качества рекламоносителей.
На одном из одесских каналов господин Селиванов ведет аналитическую программу "Бэкграунд". Мало кто из телезрителей догадывается, что в переводе с английского "бэкграунд" означает "подоплека". И автор передачи показывает свою способность к аналитике. А вот в случае со станционными биллбордами...
По словам автора сюжета, железнодорожники оградили себя от взволнованной публики стеной молчания. Реакция, мол, на трагедию была нулевой. Но так ли это на самом деле?
Буквально на следующий день после случившегося заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Юрий Гоголенко на пресс-конференции ввел представителей всех ведущих областных и центральных масс медиа в курс дела. Рекламный щит на заборе установлен самовольно. А именно 25 октября, т.е. за пять дней до того, как случилось ЧП.
Стенды обнаружили, хотели снять, но не успели осуществить свое намерение. Природа внесла мрачную корректировку.
Ведомство господина Хотина после того, как грянул гром, сразу же обнаружило пару-другую сотен незаконно установленных на территории Одессы лайтбоксов, троллов и т.п. А ведь это прямая обязанность службы внешней рекламы следить за порядком на биллбордах. Ежедневно и ежечасно. Тогда не пришлось бы креститься! Так что, кто больше атеист, а кто меньше это еще вопрос!
Средствам массовой информации раздали короткий пресс-релиз с объяснением причин случившегося. А пояснял он следующее: субъектом предпринимательской деятельности физическим лицом рекламная конструкция на заборе железной дороги была установлена без всяких согласований.
Не было предоставлено ни контрольного макета, ни необходимой документации. Предприниматель, находящийся сейчас в розыске, действовал, вероятно, исходя из личных представлений о процедуре установки рекламонесущего щита. То есть ему просто не терпелось начать свой бизнес. Вероятно, он шел напролом в погоне за ему одному понятным результатом. Возможно, рассуждал просто кому-то можно, а мне нельзя? Мало ли в Одессе всяких нахалстроев, незаконных точек торговли, передвижных сосисочных, мобильно уходящих от погони налоговиков? Мелких рейдеров хоть пруд пруди.
После трагедии железнодорожники буквально на утро следующего дня перечислили на лечение пострадавшего 5 тысяч гривен. И это при условии, что никто не доказал их вину.
Напомню, железная дорога государственное ведомство. Здесь каждая копейка на счету. И гривны не летят из-под колес составов. Вот и занимается дорога той же рекламой. Как покрыть убытки от пассажирских перевозок, как бесплатно перевезти льготчиков, которых, похоже, с каждым годом все больше и больше, а местные власти, по закону обязанные компенсировать затраты дороги на эти цели из своих бюджетов, доводят дело чуть ли не до суда?
Дорога тратит время на переписку и объяснения, на убеждение и уговоры. Время же торопит нужно обновить, осовременить все хозяйство от электрички до последней шпалы.
В дикторской подводке к сюжету сказано о нескольких несчастных случаях в результате падения некачественной рекламной продукции. На самом деле, слава Богу, произошел только один. Во всяком случае, мне другие ЧП не известны. Зачем нагнетать обстановку? Возможно, "Интер" к рекламе причислил и прогнившие одесские балконы, обрушившиеся на тротуар этой осенью? Помнится, пострадала в результате несчастного случая одна почтенная одесситка...
Злополучный забор снесли и на его месте возвели новый с многократным запасом прочности. Начальник дороги С.П. Болоболин своим приказом обязал всех начальников станций магистрали, руководителей служб срочно провести проверку всех рекламных конструкций, установленных на их территориях.
Позволю себе для точности и убедительности приказную часть документа обнародовать полностью, так сказать, мовою оригiналу:
Учитывая все обстоятельства и выполняя требования телеграммы первого заместителя Генерального директора "Укрзалiзницi" от (заметьте!) 31.10.06 г., (реакция центра транспортного ведомства практически молниеносная!) начальник дороги приказал:
1. Начальникам служб: вагонного господарства Голосiнському О.I., локомотивного господарства Квiтку О.Є., пасажирського господарства Чернешенку М.М., колiï Степанову В.М., матерiально-технiчного забезпечення Таланову I.Ю., сигналiзацiï та зв'язку Ревуцькому В.А., енергопостачання Суглобову О.i., будiвельно-монтажних робiт та цивiльних споруд Маковському С.Б., начальнику iнформацiйно-статистичного центру Атаянцу 8;.С., начальникам дирекцiï залiзничних перевезень: Одеськоï Тягнирядно Ю.I., Шевченкiвськоï Малинцi М.I., Знам'янськоï Казанджiю В.В., Херсонськоï Скирдову М.Г.:
1.1 Створити спецiальнi комiсiï по перевiрцi змонтованих конструкцiй на вiдповiднiсть технiчним нормативам, нормам технiки безпеки до введення конструкцiй в експлуатацiю.
1.2 Органiзувати пiд особисту вiдповiдальнiсть, при необхiдностi iз залученням рекламодавцiв, обстеження змонтованих на пiдлеглих територiях рекламних носiïв на визнання ïх безпечностi.
Термiн: негайно.
1.3 Дозволити експлуатацiю змонтованих конструкцiй тiльки пiсля прийняття ïх спецiальною комiсiєю за участю вiдповiдних фахiвцiв з оформленням документiв, передбачених правилами приймання в експлуатацiю об'єктiв.
Термiн: постiйно.
А вот здесь внимание! Следующий пункт приказа начальника магистрали, кстати, нового, недавно практически назначенного, многое объясняет. А именно: для того, чтобы в железнодорожной рекламе была полная ясность и все шло без авралов, необходимы средства. Проще деньги. Их и предусматривает цитируемый приказ. Из него становится ясно, что на железной дороге совершенно искренне хотят, чтобы случившееся на Среднефонтанской улице стало первым и последним подобным случаем.
2. Начальнику фiнансово-економiчноï служби Пшеченко Н.П.:
2.1. До проекту плану витрат на 2007 рiк включити витрати на рекламну дiяльнiсть по обстеженню рекламних конструкцiй спецiалiзованими органiзацiями, якi мають вiдповiдний дозвiл на проектування.
2.2. Дозволити вiднесення витрат на перевiрку конструкцiй на витрати з рекламноï дiяльностi у 2006 роцi.
3. Начальнику сектору реклами Рiво А.С. при узгодженнi договорiв з рекламодавцями на розмiщення рекламних носiïв на об'єктах залiзницi вимагати вiд них надання проекту на монтаж спецiальних конструкцiй, розроблених або погоджених з спецiалiзованою органiзацiєю, яка ма≤ дозвiл на проектування.
Термiн: постiйно.
4. Контроль за виконанням наказу покласти на заступника начальника залiзницi Кричуна В.П.
Начальник залiзницi С.П. БОЛОБОЛIН.
Ревизии подвергают все крепления, вплоть до болта и гайки, условия их эксплуатации. Все, что могло привести к угрозе жизни и здоровью граждан, срочно укрепляется, выводится из эксплуатации. И работа эта продолжается.
Для справки на станции Одесса-Главная установлено 8 рекламонесущих конструкций. На все составлены акты проверок технической эксплуатации. Скрупулезно провели расчеты надежности каждого рекламного сооружения.
И после этого железнодорожников обвиняют в равнодушии?
Как государственное предприятие в рекламном вопросе дорога действует гласно, четко понимает свои обязанности перед обществом.
А утверждение Игоря Хотина, начальника Одесского бюро эстетики и внешней рекламы, о сопротивлении железнодорожников, чинимом его ведомству при попытке своими силами демонтировать биллборды у вокзала, пусть остается на совести этого чиновника и автора передачи.
Фраза ответственного городского начальника повергает в недоумение (как минимум!) всех, а люди эти на железной дороге уважаемые.
Факт остается фактом. Никаких батальных сцен в тот день отмечено не было ни в полосе отчуждения, ни за ее пределами. А что? Если человек такого ранга заявляет на всю страну о "железнодорожном сопротивлении", в последнее можно и поверить. Сцен всякого рода противостояний мы на том же телевидении за последние годы насмотрелись предостаточно, нервы на пределе.
Честно говоря, обвинения в равнодушии задевает профессиональные чувства всех работающих на дороге. Ну неужели кому-то в голову приходит, что железнодорожники только переводят стрелки?
Не хочу придумывать рецептов, на все случаи жизни их не напасешься, но я бы, например, прежде чем выходить в эфир, заглянул в управление Одесской железной дороги. Журналистское удостоверение, особенно члена Союза журналистов, говорят, открывает двери даже Букингемского дворца. И задал бы простой вопрос: "А как на самом деле обстоят дела?".
Управленцы люди компетентные в любых вопросах, владеют они ситуацией и способны ответить на все интересующие журналистов вопросы и в так называемом "деле о биллборде". Ведь смогли же даже рекламный промысел освоить и поднять за какие-то три года.
Понятно, есть проблемы, но называть смертоносными щиты дороги значит пойти вразрез с правдой, или в поисках очередной "страшилки", или в угоду каким-то иным целям. Реклама это деньги. Самый прибыльный на сегодня бизнес в нашей стране.
И не в этой, претендующей на сенсацию, "смертоносности" дело. Городской голова хочет, и правильно делает, упорядочить рекламный бизнес по всем статьям, чтобы велся он по закону, так сказать, жанра, без "клондаечной" лихорадки. Хотелось бы, чтобы и без наскоков и шокирующих публику дутых обвинений.
Полное отсутствие реакции руководства железной дороги? Думаю, мне удалось доказать обратное. Разве кто-то закрыл информацию о рухнувших щитах? Стучите, и отворят вам. И журналистам, и чиновникам. Последние, как мне кажется, или не хотят, или не умеют быть точными. "Мы хотели демонтировать", говорит шеф Одесского рекламного ведомства Игорь Хотин с телеэкрана. Но, простите, что, где, когда?
Юлий ШАРАБАРОВ, член Национального Союза журналистов Украины.
От редакции. Ни один журналист еще не жаловался на пресс-центр Одесской железной дороги. Всем, кто обращается за информацией, ее предоставляют.
Фото А. КОСТРОМЕНКО.