Номер 48 (1392), 22.12.2017
Я считаю, что учиться необходимо! И не только в школе, колледже или вузе, но и самостоятельно - курсы всего, что тебя интересует, книги, языки (которыми я никак не займусь).
Ничего не будет лишним - актёрское мастерство поможет раскрыться и правильнее выражать эмоции, с помощью ораторского искусства поставят речь, что немаловажно для современного человека, любой спорт поможет чувствовать себя увереннее и сделает здоровее, а музыкальные и художественные направления разовьют креативность. Так что я за самообразование в любом его проявлении!
А теперь непосредственно об учебе в средних и высших учебных заведениях. Это моя личная позиция, и она может не совпадать с вашей. Я делю предметы, которые обязана учить, на нужные мне (для сдачи ЗНО, того же самообразования, будущей профессии и др.) и просто для хорошей оценки в аттестате. Соответственно, нужные предметы я учу, а работы и домашние задания по "ненужным" могу списать, не сделать, перекрыть не очень хорошую оценку докладом и т. д.
* * *
Каждый учитель считает, что именно его предмет самый важный. Или, как минимум, важнее многих других.
Так было всегда, есть и, наверное, будет. Даже если это химия, которая состоит из сплошных формул и правил (которые тебе, разумеется, пригодятся не более одного раза в жизни, и то - на контрольной), никто не собирается идти тебе навстречу. Все, что можно услышать: "Приходи на консультацию после уроков. Ваш день - понедельник, но я буду в школе ещё в среду и пятницу". И вот ты сидишь и думаешь, что же выбрать: пойти погулять, подготовить презентацию по биологии и пойти с классом в театр или посидеть на химии до шести вечера, решая задачи на закате, которого ты не увидишь из окна школы? Во всяком случае, у тебя будет шанс что-то понять и получить хорошую оценку. Но гарантий тут нет никаких.
А есть учителя, которые точно знают, что их предмет все же важнее других. Например, математика, - каждый второй старшеклассник собирается сдавать ЗНО по математике. Но даже если ты обнаружил гуманитарные способности и никаких планов на алгебру и геометрию у тебя нет, учитель знает, что всё может поменяться, мозги нужно развивать, и вообще - кому в жизни помешала математика? На самом деле выбора нет, программа есть программа, но интересно ли вам, как зарабатываются оценки по математике? Конечно, контрольные и экзамены играют важную роль, но большую часть отметок мы получаем, решая задачи и уравнения у доски. Ошибка из-за невнимательности- 9 баллов, "грубая ошибка", по типу забыл поставить знаки, перепутал формулу и т. п. - 8. Ну а если ошибка не одна - простая арифметика: 7, 6, 5... Бывает, что мы всем классом уговариваем учителя поднять оценку однокласснику хоть на один балл. Иногда получается. Нам много раз рассказывали критерии оценивания и разбалловку, но разве мы берём это в голову? Разве что возмущаемся и забываем. Единственное, что печалит, - если ты не веришь в свой математический талант и точно знаешь, что грозит тебе ЗНО по истории, а не математике, пытаешься слёзно договориться с учителем, чтобы он так не придирался во время твоего звездного часа у доски и был лояльнее во имя нормальной (даже не хорошей) оценки в аттестате, ты получаешь отказ. Ну а что? Математика всем нужна! Как это метод интервалов негде использовать? С чего ты взял, что эти теоремы подобия тебе не пригодятся? А экзамены тогда зачем?
* * *
Почему влияние наших сверстников намного сильнее, чем старшего поколения?
Живой и очень наглядный пример: мой папа много читает, у него большая библиотека, я брала пример с него с детства, но последние несколько лет читаю только на каникулах, потому что в школьное время якобы мало времени. Некоторое время назад во мне снова проснулось желание поглощать написанные истории и усваивать книжные лейтмотивы. Мои одноклассники книжки в руки берут редко, но вчера мне позвонила подруга, чтобы обсудить книгу и попросить ещё одну, если у меня найдётся. У меня, к слову, нашлась. Мы говорили о том, что было бы хорошо выделять время, которое мы тратим впустую, на чтение. И вот сегодня я уже скачала несколько новых книг и жажду их прочитать.
Почему такого сильного эффекта не происходило после общения с папой? (Не говорю, что эффекта не было вовсе!) И это при том, что он - мой мотиватор, дружеские беседы с ним меня вдохновляют (нравоучения - никогда!), я хочу продолжать его дело - журналистику да и просто быть образованным человеком, чего я себе не представляю без чтения книг.
На самом деле всё просто: всего-то не хочется ударить лицом в грязь, быть хуже других. Если раньше, усваивая одну книгу в месяц, я была самой читающей в классе, то сейчас появилась так называемая конкуренция - нужно держать планку. Но разве это не прекрасно, что общение со сверстниками мотивирует? Главное, чтобы дело пошло дальше слов...
* * *
Беседовали с друзьями в школе, они обсуждали героев сериала, а я стояла и слушала, потому что этот сериал не смотрела. Одноклассник вдруг сказал, что его обвиняют в том, что он много играет в компьютерные игры, а мы сами ничем не лучше и столько времени тратим на сериалы. На это другая одноклассница сказала, что мы с таким же удовольствием можем обсуждать книги, например. Именно этим мы и занялись. Я спросила, кто читал произведения Айн Рэнд, - оказалось, что та самая девочка, заговорившая о книгах. И тут снова ни с того ни с сего наш одноклассник спросил, когда чтение книг стало чем-то особенным, чем можно гордиться, да и вообще, что в этом такого необычного. Мы проигнорировали этот вопрос и продолжили беседу. Но позже я вспомнила об этой ситуации и подумала: а что же в этом действительно такого? В общем-то, это самое обычное занятие. Или нет? Я не буду говорить, как сильно и в каких областях нас развивают книги, это простые истины, о которых долго можно писать. Скажу только, что читают сейчас все меньше, и найти интересную компанию, с которой ты сможешь поделиться впечатлениями и размышлениями об очередном произведении, - большая редкость! Так что, к сожалению, сейчас можно гордиться тем, что ты поглощаешь более чем одну книгу в месяц, если не в год.
* * *
Почти каждый подросток, молодой человек или даже не очень молодой мечтает стать бизнесменом или фрилансером. Или бизнесменом-фрилансером. Для тех, кто не знает фрилансер - человек, работающий где угодно, не привязанный к офису.
Но каждый ли может стать бизнесменом и фрилансером? Однозначно нет.
Для того, чтобы вести бизнес, нужно обладать определённым складом ума, навыками, удачей и другими качествами, данными не каждому. Большая вероятность того, что бизнес может прогореть, и нужно быть к этому готовым. Нужно вложить деньги, а потом ждать, пока они окупятся. Нужно уметь быть начальником, управлять коллективом и принимать решения. Нужно иметь идеи и креатив, не забывая при этом о рациональности.
С фрилансом ещё сложнее - ко всему перечисленному выше нужно ещё быть и очень организованным человеком. Сможете ли вы дома настроиться на работу? Если позволили себе отпуск, отработать в два раза больше, потому что трудитесь только на себя?
К тому же, если все будут фрилансерами и бизнесменами/бизнесвумен, кто будет работать в магазинах, школах, больницах, аптеках, салонах, на стройках и заводах?
* * *
Большой процент моих одноклассников не видят будущего в нашей стране. В их планах - переезд за границу, обучение и дальнейшая жизнь. Но что же будет со страной, если уедет вся молодёжь? Как можно жаловаться на государство, если у тебя нет желания и планов что-либо менять? Самый лёгкий способ - эмигрировать, но разве проявляется в этом любовь к родине? Каждый ищет выгоду для себя, в этом нет сомнений, но непонятно только, почему нет никакой веры в будущее, ведь сменится поколение - и всё изменится, потому что зависит только от нас!
Анна РЫБАК.
2017 г.