Номер 47 (894), 14.12.2007
Моряки, отправляясь в плавание, должны хорошо знать свои права и обязанности. Поэтому в Национальной морской академии каждый курсант обучается морскому праву. О защите прав моряков мы беседуем с деканом факультета морского права, профессором Александром Шемякиным.
- Насколько изменилось морское право в Украине со времен Советского Союза?
- Существенно изменилось. В СССР Кодекс торгового мореплавания был единый для всех республик. Причем внутреннее морское право было значимее международного. Государство определяло, что выгодно, а что нет. А без внутреннего права в государстве не будет действовать международное. Так, согласно статье 98 Конвенции по морскому праву каждое государство вменяет в обязанность капитану судна, плавающего под его флагом, оказывать помощь лицу, терпящему бедствие. Должен ли капитан следовать этому правилу? Нет! Потому что закон касается государства, а не гражданина. А уже государство посредством внутреннего права должно вменить капитану оказание помощи. Но установить правило - лишь половина дела. В Уголовном кодексе есть статья о наказании за неоказание помощи. И тогда закон начинает работать.
С 1991 года приоритетом для Украины стало международное морское право. В Украине этот переход попытались сделать очень быстро, хотя не были к нему морально готовы. Изменился ряд принципов, норм, положений. И на сегодняшний день Украиной взята правильная политика в отношении морского права. Снято много запретов, из-за которых раньше возникали проблемы. Например, в торговом кодексе мореплавания одна из статей гласила, что на судах СССР могут плавать только граждане СССР. В нашей морской академии обучалось много иностранцев. И существовала проблема прохождения ими морской практики.
Сейчас на наших судах могут плавать представители любой страны. Только капитан и старший помощник должны быть гражданами Украины. Аналогичные нормы установлены в кодексах других стран, создавая предпосылку, чтобы наши моряки могли ходить под их флагами.
- Но, оказавшись на судне под флагом другого государства, моряк подпадает под его законы?
- Да, любые трудовые отношения регулируются законодательством этой страны. Скажем, на судне под флагом Сейшельских островов произошел конфликт между филиппинцем и украинцем. В этом случае все трудовые, личные отношения подчиняются законодательству Сейшельских островов. В мире нет универсальных правил. Но по значимости на первом месте стоит юрисдикция территории, на втором - флага, на третьем - личная. Правда, случается, что личная выходит на первый план. Приведу пример. В Одесский порт прибыло пассажирское судно под флагом Багамских островов. На нем находилась чета немцев. Супруга на борту родила ребенка. Каким тогда должно быть его гражданство, если он родился на территории Украины под флагом Багамских островов? Бесспорно, немецкое.
А вот случай приоритета флага над территорией: В территориальном море Украины произошло столкновение двух судов под российским флагом. Их отношения будет регулировать законодательство России (если, конечно, при этом не причинен ущерб Украине).
В то же время нельзя путать понятия частного и государственного. В Керчи произошел разлив мазута по вине российских судовладельцев. Украинский МИД обращается в этом случае не к государству России (как это было озвучено некоторыми средствами массовой информации), а требует возмещения убытков от российских судовладельцев.
- Что вы можете сказать о помощи украинского государства соотечественникам за границей?
- Хочу отметить, что в течение последних лет наше государство стало проявлять больше заботы о своих гражданах, попавших в беду за границей. В 1990 годах нашим соотечественникам приходилось рассчитывать только на свои силы. Но Закон Украины о гражданстве предусматривает устойчивую политическую связь между гражданином и государством, которая реализуется посредством прав и обязанностей. У граждан есть право требовать защиты от государства. И в последнее время в этом плане прослеживаются положительные тенденции.
Пример тому - освобождение под залог наших моряков в Поти. Несколько лет назад благодаря вмешательству государства были освобождены украинские моряки захваченного судно "Панагея" в Сомали.
- Куда может обратиться моряк за границей, если в рейсе возникли проблемы?
- В первую очередь, моряк, попавший в беду за границей, должен обратиться в Посольство или Консульство Украины, которое должно оказать ему помощь. Но только в том случае, если моряка высадили без оплаты его труда, без средств к существованию и он не может самостоятельно добраться домой. Тогда Посольство или Консульство обязано его репатриировать на Родину.
Когда же судовладелец недоплатил денег, нарушил трудовое соглашение, Посольство уже не будет решать эти проблемы. Моряк может обратиться к законодательству государства флага судна. Что весьма проблематично, так как моряки, как правило, не знают этих законов. Здесь чаще всего люди обращаются в ITF. Иногда помощь профсоюзов весьма существенна и решает многие проблемы. Однако это общественная организация, у которой не правовые методы борьбы. Они законные, но не правовые. Это стачки, локауты судовладельцам. Они могут добиться ареста судна через обращение в суд. Но для этого оно должно зайти в территориальные воды страны. В судебном механизме предусмотрено задержание судна до трех суток, чтобы успеть подать иск и вынести решение об аресте. Но далеко не каждый начальник порта примет решение о задержании судна. Во- первых, еще не известно, примет ли суд решение об аресте. А если не примет, то судовладелец заставит порт платить за простой. Во-вторых, играет роль конкуренция. Ибо вряд ли после этого судовладелец захочет еще раз заходить в этот порт.
И все же проблемы украинских моряков решаются благодаря помощи общественных организаций, профсоюзов. Для моряков в нашей академии уже год работает юридическая клиника, где курсанты старших курсов правового факультета проводят бесплатные консультации. Вопрос можно задать на сайте юридической клиники или придя лично.
- Украинские и европейские моряки имеют равные права?
- Да! Все моряки имеют равные права, независимо от гражданства. Другое дело - отношения могут быть разные. Вряд ли японцы пойдут под флагом Камбоджи. У японского моряка гораздо выше зарплата. Они плавают на своих судах.
- Как решается проблема "дешевого" флага или международных регистров?
- Пока это очень больной вопрос. Сейчас в мире наблюдается тенденция - кто ни попадя проводит регистрацию судов, реализуя право плавания под собственным флагом. Международные регистры открыли даже такие страны, как Монголия, Молдавия, и теперь они предлагают свой флаг для регистрации судов.
В 1986 году была принята конвенция об условиях регистрации судов, однако она в силу не вступила и вряд ли уже вступит. Государствам "дешевого" флага невыгодно ее принятие. Образовался некий вакуум в связи с отсутствием правовых норм.
- Куда же смотрит ООН?
- Каждый год ассамблея ООН посвящает один день мировому океану. Генеральный секретарь ООН выступает с докладом "Мировой океан и морское право". Все прошлые годы его выступления касались проблемы "дешевых" флагов. А в этом году он напрямую обратился к государствам с просьбой не открывать новых регистров. На сегодня уже ситуация трудно управляема. Моряки бросаются на заработки на суда под "дешевым" флагом, невзирая на проблемы с нарушениями их прав и трудовых соглашений. Но, с другой стороны, моряки приносят стране инвестиции, приток валют. А это выгодно государству.
- Какова ситуация с пенсионным обеспечением наших моряков?
- Украинские моряки работают в тысячах судоходных компаний, которые подчиняются другим государствам. И проследить, делают ли они отчисления в пенсионный фонд Украины, невозможно. Многие моряки не думают о завтрашнем дне, живут сегодняшним. Не платят налоги. И в то же время они или их семьи пользуются определенными правами. Их дети ходят в школу, получают бесплатное образование и медицинскую помощь. Они не задумываются, что зарплата бюджетников (учителей, врачей) формируется из налогов. А стоит задуматься...
Инна ИЩУК.