Номер 46 (636), 08.11.2002
(Продолжение. Начало в №№ 44, 45.)
Каждый год накануне фестиваля с особой надеждой изучаешь список включенных в конкурс украинских дебютных киноработ. И каждый год в душе теплится надежда, что, быть может, именно на "Молодости", вопреки всем кризисам и депрессиям, вдруг прозвучит имя, с которым можно было бы смело связывать будущее украинского кино. Однако уже который год таким надеждам суждено умирать вместе с первыми же кадрами украинских фильмов.
По сути киевская "Молодость" как нельзя острее и нагляднее демонстрирует все трудности и преграды, с которыми сталкивается сегодня украинское кино. В этом году в основном разделе полнометражных дебютов не было представлено ни одной картины от Украины. Ранее включенный в конкурс дебютный фильм Олеся Санина "Мамай" в конечном итоге не попал на фестиваль по банальной, но, к сожалению, типичной причине: из-за финансовых трудностей копия фильма не была готова к началу фестиваля. Также обращал на себя внимание и тот факт, что в отличие от прошлых лет "усеченной" оказалась и национальная программа в разделе "студенческие работы". Всего один студенческий анимационный фильм "Зяблики и другие" представлял киношколу в конкурсе. Похоже, что те же проблемы, с которыми сегодня сталкивается большое украинское кинопроизводство, еще острее стоят и перед кинообразованием. Что же касается программы "Молодости", то единственным разделом, в котором все же были наиболее полно представлены национальные дебюты, стала номинация "короткометражные фильмы". И тут в который раз находила свое подтверждение мысль, что не только беднота и отсталое кинопроизводство являются основными врагами возрождения украинского кино. Как ни парадоксально, возрождение тормозят сами же кинематографисты. Недостаток свежих идей пожалуй вот в чем кроется главная причина плачевного состояния нашего кино. Как нельзя лучше эту мысль четко сформулировал на заключительной пресс-конференции член жюри, известный украинский телеведущий и сценарист Юрий Макаров: "Я скажу достаточно резко. К счастью, на фестивале был фильм "Трамвай № 9", была действительно интересная работа братьев Васяновичей "Старые люди", однако вся остальная украинская программа, по моему мнению, не является шагом вперед. У меня есть ощущение, что молодые украинские кинематографисты не смотрят мировое кино, не читают книг, не интересуются, чем сегодня живет мир, и не представляют, как следует снимать кино в современной ситуации. Это очень большая проблема для нас, и я не думаю, что мы можем по этому поводу торжествовать, поскольку это будет очень сдерживать наше развитие в будущем".
Точнее не скажешь. Причем во вногом эти слова можно было бы с некоторыми оговорками отнести не только к работам молодых кинематографистов. Что уж скрывать, на фоне насыщенной и представительной внеконкурсной программы "Молодости" (которая полно представила весь срез современного кино) даже новые фильмы Муратовой и Маслобойщикова первых имен украинского авторского кино, вдруг неожиданно стали восприниматься как талантливые, но все же маргинальные явления на задворках мирового кинематографа. Еще одна интрига фестиваля состояла в том, что в конкурс короткометражных дебютов были включены сразу две работы известного украинского режиссера Михаила Ильенко (одновременно декана кинофакультета Института театрального искусства). Автор таких полнометражных фильмов, как "Фочжоу", "Седьмой маршрут" и других, теперь формально дебютировал в коротком метре и состязался за приз фестиваля вместе со своими же студентами и выпускниками. И если один из представленных фильмов: анимационная "Одноразовая вечность" (созданная вместе с художником Романом Адамовичем) еще нашла отклик в сердцах зрителей благодаря "конвертируемому" украинскому юмору, то второй "Невелика подорож на великiй каруселi" давала разве что повод злым языкам задаться вопросом: чему декан кинофакультета научит своих студентов?
И все-таки столь желаемый успех украинского кино на фестивале "Молодость" состоялся. Точнее успех украинской анимации. Уже с первых дней наивысший зрительский рейтинг удерживала за собой анимационная работа "Шел трамвай № 9" выпускника Киевского театрального института Степана Коваля. Простой, но профессионально выполненной и смешной "пластилиновой" работе было суждено доехать к конечному пункту назначения с триумфом. Приз за лучший короткометражный фильм, диплом Международного жюри киноклубов и главное Приз зрительских симпатий таков был итог. Трижды поднимаясь на сцену во время церемонии награждения, Степан Коваль скромно произнес: "Такого не бывает". Учитывая то, что до этого "Трамвай" уже стал обладателем Гран-при фестиваля анимационных фильмов "Крок", хотелось бы, чтобы для украинского кино такое бывало как можно чаще. Еще одна анимационная работа "Зяблики и другие" молодого режиссера-аниматора Анатолия Лавренишина хоть и не получила на "Молодости" призов, но тем не мнее в лучшую сторону выделялась среди остальных украинских конкурсных фильмов. И хотя можно было бы сетовать на ее техническое несовершенство, но это как раз тот случай, когда скромный, ограниченный в средствах, но талантливый подход к работе заставляет обращать на себя внимание. По крайней мере, как заявка на будущее.
Таким образом, в очередной раз не став свидетельством новых открытий в молодом украинском кино, кинофестиваль "Молодость" тем не мнее подтвердил другое. Украинская анимация, имеющая богатые традиции и глубокие корни, назло всем кризисам сумела не растерять то лучшее, чем располагала прежде. И на сегодняшний день вполне может являться для отечественного кинопроизводства чуть ли не его единственной надеждой. Новые имена, пока еще робко заявляющие о себе, тому подтверждение.
(Продолжение следует.)
Олег МЕЛЬНИЧУК.
Киев-Одесса
На фото кадр из анимационного фильма Степана Коваля "Шел трамвай
№ 9".