Номер 40 (1334), 21.10.2016
Прошедший курортный сезон по-разному оценивается местными властями и непосредственными участниками процесса.
Так, Агентство по инвестициям и развитию облгосадминистрации и Киевстар огласили результаты мониторинга статистических данных о количестве внутренних и иностранных туристов в Одесской области.
Так, в период с начала января до конца августа в сети Киевстар в области было зарегистрировано более 2,2 млн абонентов из 23 областей Украины и более 500 тысяч абонентов зарубежных сетей из 114 стран мира. Больше всего туристов приехало в августе - более 600 тыс. из Украины и более 110 тыс. иностранцев.
"Благодаря Киевстар, - сказал Роман Козловский, завсектором Агентства, - впервые за всю историю Украины был проведен максимально точный подсчет туристов в отдельно взятом регионе. Полученные результаты основываются не на субъективных оценках, а исключительно на техническом анализе, который отличается беспристрастностью, а значит - большей достоверностью. Главное, что выявленные 2,7 млн туристов только от одного оператора мобильной связи позволяют говорить, что наша область продолжает ставить туристические рекорды".
А вот директор Центра туризма "Южная лига" Фазиль Аскеров несколько иного мнения. Свое мнение он высказал под выразительным заголовком: "Не приехали".
"В августе 2015 года я пытался предупредить участников всеобщей эйфории (отельеров и рестораторов), что такого удачного стечения обстоятельств, как в том году, больше не повторится. Но большинство почему-то были уверены, что сезон 2016 года будет гораздо удачнее, чем в 2015.
Прошедшее лето показало мою правоту".
Самое время проанализировать, почему так получилось, чтобы сезон-2017 не оказался провальным.
Итак, что же произошло летом 2016-го?
В Одессу и область не доехали несколько категорий отдыхающих.
1. Украинские туристы, которые традиционно отдыхали за границей, и изменили этому правилу по одной из тех пяти причин, которые мною были описаны в статье "Понаехали".
Цена отдыха для этих туристов вторична, для них важнее уровень сервиса в отелях, ресторанах и кафе, материально-техническое состояние отелей, пляжей, качество дорог. Все это в прошлом году этим людям не понравилось, и "украино-туристы" вернулись к своему привычному образу путешествий по заграницам.
Заменить этот сегмент туристов было некем, поэтому отели с высокой ценой и плохим сервисом имели проблемы с загрузкой.
Вернуть их обратно будет очень проблематично. Скорее всего, даже невозможно - до следующего резкого скачка курса валют.
2. Патриотические туристы приехали в 2015 году, на этом посчитали свой долг выполненным. И поехали открывать новые места. Например, Железный порт.
3. Отложенный спрос. Есть немало туристов, которые не каждый год отдыхают на море. В прошлом году приехали, выполнили свою программу курортного отдыха, были напуганы уровнем цен, решили, что 2016 год можно пропустить. Что и сделали.
4. Туристы, привлеченные "эффектом Саакашвили". Ничего наглядного для привлечения таких туристов в 2016 г. не появилось. Ни небоскреба, ни красивой набережной эстонского олигарха длиной 11 км, ни автобана Одесса - Рени, ни нового терминала в аэропорту. А лично со всеми сделать селфи губернатор физически не в состоянии.
5. "Крымский" турист в прошлом году приехал и обнаружил, что в Затоке, конечно, пляж "пошире" и попросторнее, чем в Крыму, но нет красивых гор и парков, нет многообразия экскурсионных программ. В Одессе они уже были, а в Вилково неближний свет мотаться по разбитым дорогам неотремонтированной трассы Одесса - Рени. А еще нет в Затоке больших парков и ресторанов, куда можно одеть вечернее платье. За все лето всего два события: Зет-Геймс и Коктебель джаз-фест, который Затока потеряла. В итоге: не использовали мы шанса влюбить в Затоку "крымского" туриста.
Тем не менее сезон-2016 не провалился, как мог бы. Кто же стал его спасителем?
1. Туристы, у которых в 2015 не было денег поехать на отдых. Стабильный курс доллара помог им накопить средства, так что именно они заполнили отели в самой низкой ценовой категории.
2. Белорусы. Начало лета выдалось холодным, некоторые отели даже охватила паника. Если в 2015 году 60 %-ный уровень загрузки преодолели уже к середине июня, то в 2016 эта цифра покорилась только к 10 июля. В начале июля стало заметно увеличение количества белорусских туристов, причем с каждой неделей их становилось все больше. Тому простое объяснение: немногочисленные белорусские туристы начала лета, вернувшись домой, рассказали своим, что в Украине безопасно, на трассах нет автоматчиков и грабителей, войны в Одессе тоже нет. И только благодаря массовому индивидуальному белорусскому туристу средний сегмент отелей получил заполнение во второй половине лета. Главное отличие белорусского туриста-2012 от белорусского туриста-2016 - это увеличение количества туристов на собственном авто. А это те белорусы, которые на авто посещали Крым до 2014 года, и белорусы, которые не поехали в Европу из-за роста курса доллара в Белоруссии.
3. Дети. Было много детских и спортивных групп, небольшие детские фестивали. Если ничего не делать, то этот тренд будет медленно расти. Если же предпринять организованные действия по привлечению крупных детских фестивалей в различных направлениях - это шанс заполнить начало лета.
Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.