Номер 40 (630), 27.09.2002
Ничего подобного в стенах Одесского отделения Национального Союза журналистов Украины еще не было, хотя здесь прошли уже сотни пресс-конференций.
Заявленная как пресс-конференция руководителей областной ромской (то бишь цыганской) общины встреча превратилась в сгусток человеческой боли, когда через несколько минут вошли десятка три людей, оставшихся без крова после известных событий в селе Петровка Ивановского района. Это примерно половина тех, кто пострадал. Крыши над головой, вещей, хозяйственной утвари, а многих и паспортов государства, именующего себя демократическим, лишила толпа погромщиков, дорвавшихся до чужого добра. Резню предотвратить удалось, и это самое главное. В остальном органы правопорядка показали свое бессилие.
А как, впрочем, не быть погромам в стране, народные депутаты которой считающие себя элитой общества являются провокаторами и организаторами массовых беспорядков в столице, с наслаждением бьют стекла в здании президентской администрации, слюной истекая от сознания своей депутатской неприкосновенности, по-мазохистски желая, чтобы какой-нибудь милиционер тронул волос на их мудрой голове, а еще лучше ненароком заехал локтем по зубам. В последнем случае оргазм произойдет мгновенно.
Но вернемся к встрече с руководителями цыганской общины и пострадавшими. Перед журналистами выступили председатель Одесского областного конгресса Сергей Николаевич Ермошкин (университетский преподаватель украинского языка), его заместитель и староста одного из таборов (тот, кого вы привыкли называть "барон") Илья Георгиевич Минеско и другой заместитель Илья Дмитриевич Кондур и не только они, но и сами изгнанные жители Петровки.
В первую очередь они выразили соболезнование близким убитого 17-летнего парня. Но конфликт как межэтнический они не рассматривают. Виновные в убийстве должны быть безусловно наказаны по закону, но не может быть двойного наказания, не могут страдать из-за этого все петровские цыгане. Они свой гражданский долг определенным образом выполнили, передав властям подозреваемых в убийстве. Теперь они ждут того же от местной власти и жителей Петровки. Они убеждены, что государство не должно нести материальную ответственность за их порушенные дома. (Позиция достаточно спорная: рассчитывать, что будут найдены активные участники погрома, а даже если и будут, то их заставят заплатить, не приходится. Правильнее было бы, если хлопоты по восстановлению полутора десятков цыганских домов взяло на себя государство, которое в дальнейшем, если пожелает, годами будет взыскивать деньги с преступников. Б.Ш.). Более того, они даже не настаивают на уголовном наказании виновных, что можно расценивать как знак очень доброй воли. Полагаю, правда, что в этом случае Закон должен сказать свое жесткое слово независимо от мнения потерпевших.
Вот еще некоторые детали случившегося в изложении руководства цыганской общины и потерпевших.
Пьяные разбирательства у бара "Реванш" начались из-за того, что цыганскую замужнюю женщину пригласили танцевать, а она не пошла, т.к. находившийся рядом муж ей запретил. Цыган было шестеро против сорока.
* * *
8 сентября,то есть в день убийства, IV чрезвычайная сессия Петровского сельского совета приняла решение о выселении цыган из села.
9 сентября хоронили убитого парня. После похорон состоялась V чрезвычайная сессия Петровского сельсовета. Депутаты, которым указали на слишком уж вопиющую незаконность их предыдущего решения, отменили его и приняли другое: о выселении из села всех социально опасных элементов.
Как определить социально опасный элемент по смуглости кожи либо по наличию десяти "курей" в сарае?. Депутатам и прочим тамошним жителям, очевидно помог бы богатый опыт прошлых поколений, с успехом выселявших "опасный социальный элемент".
* * *
Перед погромом, вероятно, чтобы избежать жертв и травмирова нных, власти отключили в цыганских домах электричество и газ.
Во имя этого некоторые сотрудники милиции предупреждали цыган поскорее забрать документы и деньги и исчезнуть из села.
* * *
Многочисленны случаи, когда соседи и знакомые не цыгане прятали у себя дома цыган.
Милиции, в том числе различного спецназа, было человек триста. Погромщиков, по слухам, чуть ли не в десять раз больше. Милиционеры сопровождали крушивших и поджигавших дома, в необходимых случаях говорили: "Хватит". Повторимся, главное для милиции было избежать человеческих жертв.
* * *
В добровольную народную дружину записались около ста тридцати человек. "Если нас выгнали, то от кого они будут себя охранять от самих себя? вопрошают цыгане.
Цыганам обещают после сорока дней со дня смерти парня устроить террор. "Разобраться" обещают даже с цыганскими могилами.
* * *
Около тридцати цыганских детей перестали ходить а школу.
* * *
До сих пор никто официально не признан потерпевшим. Более того, люди не могут из-за боязни быть избитыми или даже убитыми, приехать в сельсовет, чтобы получить справку об отсутствии паспорта. Власти фактически самоустранились от острейшей проблемы, хотя и создана какая-то комиссия всего лишь районного уровня. С олимпийским спокойствием взирают за событиями вокруг Петровки.
* * *
Некоторые цыганские женщины уже говорят: "Мы туда не можем вернуться, боимся за детей. Пусть нам дадут место, где поселиться".
Но если цыган не вернут в Петровку, будет создан слишком опасный прецедент. Желающие безнаказанно побесчинствовать поймут, что теперь они уже навсегда под надежной защитой государства.
Борис ШТЕЙНБЕРГ.