Номер 39 (784), 07.10.2005

ПЕНСИИ ПРОДОЛЖАЮТ ВОЛНОВАТЬ

Говорят, что волнуют не деньги, а их количество. Так и с пенсией: "волнует не сама пенсия, а ее размер".

На проводимую пенсионную реформу смотрят кто с надеждой, кто с недоверием, а кто со страхом. Во всяком случае, сегодня наибольшее беспокойство, связанное не с неизвестностью, а с вполне конкретными причинами, пенсионная реформа вызывает у работодателей, для которых пенсионные начисления стали нелегким грузом. А также у тех, у кого низкий уровень задекларированной заработной платы, и тем более у тех, чьи заработки вообще остаются в тени. Не секрет, что значительная часть населения получает зарплату в т.н. "конвертах".

Ситуация в Украине возникла противоречивая. С одной стороны, Закон Украины "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование", определивший новую формулу расчета пенсии, стимулировал легализацию зарплаты и восстанавливал дифференциацию пенсии. С другой стороны, поднятие с января 2005 года минимального размера пенсии по возрасту до 332 грн без повышения заработной платы до уровня, который гарантировал бы соотношение между рассчитанными на ее основе пенсиями, нарушает принцип общеобязательного государственного пенсионного страхования в части дифференциации размеров пенсии в зависимости от заработка, то есть снова возникает уравниловка. В первую очередь – это касается мало— и среднеоплачиваемых работников. А такое положение в свою очередь приводит к сокрытию части заработной платы, что сразу начинает сказываться на поступлениях в бюджет Пенсионного фонда.

Не следует при этом забывать, что в Украине наивысший в СНГ размер налогов на субъектов предпринимательской деятельности: страховые отчисления в четыре государственных страховых фонда составляют 38,53 % фонда заработной платы, что, со своей стороны, делает нереальной полную легализацию заработной платы работников. Поэтому официально высчитанное соотношение между работающим населением и пенсионерами, которое составляет 2,4 работника на каждого пенсионера, остается лишь расчетной цифрой. Если судить по налоговым отчислением, оно якобы вдвое меньше.

В итоге всех этих нестыковок, связанных с отсутствием системного подхода к реализации пенсионной реформы, планомерного повышения пенсий при опережении роста фонда оплаты труда, нарушается баланс бюджета Пенсионного фонда.

При этом есть неутешительный прогноз, что разбалансировка бюджета фонда лишь будет увеличиваться, поскольку неразработаны подходы и не найдены источники дополнительных поступлений в Пенсионный фонд.

Хотя сегодня поступления в Пенсионный фонд существенно возросли, но этого возрастания недостаточно. Пресс-служба Счетной палаты сообщает, что, с точки зрения коллегии Палаты, управление пенсионными средствами проводится недостаточно эффективно, что немалые средства отвлекаются на финансирование посторонних затрат.

Отсюда неутешительный прогноз. Если не будут применены меры для повышения доходов населения, если не будет уменьшен страховой тариф работодателей, пусть даже за счет перенесения части налоговой тяжести на самого работника, если не уменьшится трудовая миграция за рубеж, если не уменьшить до минимума деформацию на рынке труда, то лет через 15 в Украине на каждого работающего придется не менее, а возможно, и более одного пенсионера, которого этот работник должен будет кормить. А значит, "кормить" будет впроголодь, то есть обеспечить пенсионерам достойный уровень жизни станет невозможно.

Елена ГРИГОРЬЕВА.