Номер 37 (1282), 2.10.2015
Сотни украинских моряков работают у иностранных судовладельцев. Нередко они попадают в сложные ситуации и обращаются в благотворительную организацию "Фонд помощи морякам "Ассоль". Очередная такая история произошла с моряками контейнеровоза AS Сastor.
Это судно со смешанным экипажем, которое управляется немецкой компанией, совершало рейс из испанского порта Лас Пальмас в Африку. Неприятности начались после прихода в Гвинею. 3 июня судно было арестовано в Конакри после того, как полиция нашла в контейнере с сахаром две упаковки с кокаином. Контейнер был взят на борт в Лас-Пальмас как транзитный, а прибыл из Бразилии. При погрузке в Испании на AS Сastor этот контейнер расположили в трюме в таком положении, которое не дало возможности членам экипажа доступ к его содержимому.
В Гвинее были арестованы капитан и старший помощник, время от времени допросам подвергали и других моряков. На судне дважды проходили повальные обыски. Но местный суд так и не смог предъявить обвинения морякам и немецкому оператору. Экипаж судна, из которых 10 жителей Украины, один - гражданин Польши и шестеро филиппинцев, оказался фактически в заложниках.
Капитан и старпом несколько месяцев находились в местной тюрьме, экипаж был под охраной на борту судна. На всех них оказывался постоянный психологический прессинг. Несколько человек успели заразиться местными заболеваниями.
При содействии БФ "Ассоль" к делу активно подключились дипломатические службы Украины - Департамент консульской службы МИД, Посольство Украины в Сенегале (в его юрисдикции находится Гвинея), почётный консул Украины в Гвинее, Посольство Украины в Германии, Генеральное консульство Украины в Гамбурге (по месту нахождения судовладельца). Однако действия дипломатов долгое время не приносили результата. За поддержкой Фонд обратился в международные морские организации, занимающиеся защитой прав моряков.
После организованной "Ассоль" информационной кампании активнее стали действовать адвокаты, нанятые судовладельцем. Были проведены переговоры с представителем работодателя.
Специалисты отмечают, что такие ситуации нередко случаются в странах Западной Африки и Южной Америки. Власти даже могут сфабриковать обвинение и выставить финансовые условия освобождения в виде залогов и штрафов. Они фактически шантажируют судовладельца судьбой экипажа и простоем судна, а возможно, и угрозой его конфискации.
Как говорит председатель наблюдательного совета БО "Ассоль" Светлана Фабрикант, отсутствие национального флота приводит к тому, что страдают наши моряки. Многие из десятков тысяч одесситов и жителей других городов, работающих на мировом флоте, к сожалению, не получают должной поддержки от профсоюзов и других организаций, целью которых должна быть помощь морякам. "Ассоль" практически ежедневно сталкивается с такими случаями. К нам обращаются тогда, когда иссякает надежда и просьбы о помощи в другие инстанции не дают результата.
И на этот раз гвинейские власти были вынуждены сначала перевести украинского капитана из тюрьмы в гостиницу, а затем и вернуть его на борт теплохода. Спустя некоторое время отпустили и судно.
- Спасибо "Ассоль" и её сотрудникам. Они помогли нам верить в собственные силы, не сдаваться, бороться за справедливость и достигать поставленных целей, - говорит жена капитана Виктория Озаринская.
Наши соотечественники возвратились домой.
Подготовил Андрей РАЙКОВ.