Номер 31 (1424), 7.09.2018
На сцену Одесского театра оперы и балета вернулась "Шопениана" - одноактная хореографическая сюита на музыку Фридерика Шопена в эталонной хореографии Михаила Фокина (восстановление Надежды Федоровой) и в поэтичных декорациях Натальи Бевзенко-Зинкиной.
Впервые в ведущих партиях - победители балетного конкурса ОНАТОБ "Молодой дуэт" Кристина Павлова и Руслан Талипов. Под Вальс № 11 дебютировала Ольга Пилипейко, Прелюд № 7 станцевала заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич.
Началось с того, что народная артистка Украины Елена Барановская, художественный руководитель балета, устроила внутрицеховой конкурс, предложив балетной труппе подготовить дуэты. Танцуют в паре многие, но есть большая разница со сплоченным дуэтом, где у танцовщика и балерины одни цели, одни задачи, они дышат вровень, хотя при этом могут часто ругаться и спорить. Чаще это семейные дуэты, вот как было с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. И в Одесской опере есть дуэт - Мария Полюдова и Владимир Статный, у этой пары имеется единое мировоззрение, единое дыхание, ощущение, понимание, доведенные до совершенства поддержки, вращения, а не просто отношения партнера и партнерши.
На идею конкурса дуэтов откликнулись две пары. Это Виктория Бережная и Юлиан Марченко, которые подготовили "Пахиту", у них премьера была в конце прошлого сезона. Второй образовавшийся дуэт - Кристина Павлова и Руслан Талипов (Муза и композитор). С обеими парами работали педагоги-репетиторы, народная артистка Украины Наталья Барышева и заслуженный артист Украины Юрий Карлин. Также над восстановлением балета трудились педагоги-репетиторы, народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженная артистка Украины Нина Стоян и Лидия Ферулева.
Одноактный спектакль "Шопениана" - образец неоромантического балета начала ХХ века, когда танцевальный театр начинал поиски новых выразительных возможностей. Балетмейстер Михаил Фокин вошел в историю как выдающийся реформатор балета. Но в "Шопениане" он, скорее, воссоздает романтические традиции, а не разрушает их.
"Я старался не удивлять новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так", - писал мастер.
Первая редакция "Шопенианы" была представлена 10 февраля 1907 года в Мариинском театре в Петербурге. Фокин избрал для постановки фортепианные пьесы Шопена, оркестрованные Александром Глазуновым. Этот спектакль состоял из отдельных номеров, каждый из которых имел свой сюжет. Персонажами одной из сцен был сам композитор и его Муза. Танец, поставленный на музыку вальса до-диез-минор Шопена, Фокин посвятил балерине романтического театра начала ХIХ века Марии Тальони. Номер выделялся среди остальных - преимущественно пантомимных - сцен, и стал основой второй редакции "Шопенианы". Она включала Большой вальс, вальсы № 11, № 7, ноктюрн № 2, мазурки № 3 и № 2. Оркестровку большинства мелодий Фокин заказал композитору Морису Келлеру. Премьера состоялась 8 марта 1908 года в том же Мариинском театре, а всемирную известность балет - уже под названием "Сильфиды" - получил в 1909 году, после исполнения в программе Русских сезонов в Париже.
Одесситам выпала возможность посещать "Шопениану" в один вечер с "Кармен-сюитой" - надо воспользоваться!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Юрия ЛИТВИНЕНКО.