Номер 31 (878), 23.08.2007
Прошло 16 лет со дня принятия Верховной Радой Украины Декларации о независимости. За это время выросло целое поколение. Некоторые из этого поколения даже успели окончить школу, получить аттестат зрелости. Но почему-то этих ребят и девчонок мало замечают в наших СМИ. Да и властьимущие тоже, возможно, потому, что те еще пока не могут голосовать. Но пройдет всего два года и они получат право избирать и быть избранными в органы власти. Тем более интересно узнать, что собой представляет поколение родившихся в самом начале 1990-х, которых можно назвать ровесниками Независимости. Насколько оно независимо, какими принципами уже руководствуется и что думает обо всем, что происходит вокруг? Ответить на эти вопросы мы предложили двум ребятам, родившимся в 1991 году.
С Лешей и Гришей мы встретились на Дерибасовской. Высокие стройные парни беседовали о чем-то очень интересном, так что не сразу отвлеклись, когда я к ним подошла. Леша - одессит, закончил Ришельевский лицей и уже поступил на физико- математический факультет Одесского национального университета им. Мечникова. Гриша живет в России, приехал в Одессу отдохнуть. Тем более, стало интересно сравнить их ощущения, мысли, представления. Ведь и Россия стала независимым государством в 1991-м...
ЧТОБЫ ВСЕ ИЗМЕНИТЬ, НЕ ХВАТИТ ЖИЗНИ
- Насколько вы чувствуете себя независимыми?
Леша: "Свою независимость чувствую всегда и ото всех".
Гриша: "Независимость - не чувство. В Украине все так же, как и в России. Вы далеко от нас не ушли. И мы тоже. Все продолжает оставаться единым, как я ощущаю".
- Каким вы видите свое будущее?
Леша: "Далеким и светлым. Поучусь программированию, а там посмотрим".
Гриша: "Мое будущее неотделимо от высоких технологий. Основная моя задача - поступить в институт на факультет информационной безопасности. Если не удастся, пойду в педагогический. Сейчас важно иметь "корочку" высшего образования, чтобы дальше двигаться. В России для этого есть размах. В Украине, по-моему, еще нет.
- Как вы считаете, что приобрела или потеряла Украина за годы независимости?
Леша: "Очень много потеряла, например, экономические связи. И с военной позиции тоже".
Гриша: "Плохо, что народы разобщили. Лучше было быть вместе".
- А насчет решения проблемы государственного языка?
Леша: "Все это возня, политические игры. В стране много других проблем, которым надо уделить внимание".
Гриша: "Официальный язык должен быть украинский. А для желающих говорить по-русски стоит ввести второй государственный. Будет два языка, как в Канаде".
- Что бы вы хотели изменить в Украине?
Леша: "Все!"
Гриша: "Украине нужен нормальный президент".
Леша: "И политики тоже".
- А вы бы пошли в политику?
Леша: "Нет. Чтобы все изменить, не хватит одной жизни. Лучше зарабатывать деньги".
Гриша: "В политику идут те, у кого в детстве были комплексы, находясь у власти, они хотят поглумиться над другими".
- Каким же образом можно улучшить ситуацию в стране?
Леша: "Никакие улучшения невозможны, пока политики сидят в креслах и держатся за их ручки. Плюс ко всему менталитет, который невозможно разрушить".
- И что вы разрушаете?
Леша: "Разрушаю ради удовольствия, иногда по четвергам".
Гриша: "Не знаю, как в Украине, но в России что-то можно изменить только путем военного переворота. Хотя после этого будет эйфория, а потом все вернется на круги своя".
КУЛЬТУРА ДУРА
После непродолжительного спора, можно ли разрушить менталитет Украины, мы заговорили о культуре.
- Считаете ли вы себя культурными людьми?
Леша: "Да. Вы не смотрите, что я очень свободно разговариваю. Когда надо, я могу и благородные слова сказать".
Гриша: "Конечно. Мы знаем, когда и где как себя вести. В любом обществе можем найти общий язык".
- А что вы скажете об Одессе?
Леша: "Одесса умирает потихоньку. Но все-таки здесь не так скучно, как в других городах".
Гриша: "А для меня Одесса- это отдых от России. Особенно от личной жизни".
- Ну а личная жизнь, наверно, у вас бьет ключом?
Леша (задумчиво): "Да уж. Но на пиво и компьютер все равно времени хватает. Хорошую идею подсказал Гриша. Надо бы тоже съездить на недельку в Киев".
- А в девчонках что вы больше всего цените?
Гриша: "Это смотря для чего. Наверно, чтобы она умела все время удивлять. А вообще все больше попадаются стервы".
Леша: "Ну, со стервами тоже интересно".
- А семью вы себе как представляете? Кто должен быть ведущим? Или все равно?
Гриша: "Надо сначала получить образование, сделать карьеру, а потом уже думать о семье. Думаю, что главным должен быть мужчина. Я бы не потерпел, чтобы мной командовали. Все глобальные решения я буду принимать сам".
Леша: "А мне глубоко перпендикулярно. Главное, должен соблюдаться паритет. Хотя я бы не хотел, чтобы мной командовали".
- А как вы отдыхаете?
Леша: "Дома, на море. Хорошо выехать на рыбалку за город".
Гриша: "Отдыхать в своей компании не могу. Надо сменить на время коллектив".
- Ваше хобби?
Леша: "Я больше компьютерщик, а потом футболист".
Гриша: "Я заядлый футболист, хожу почти на все матчи. Ну и компьютер тоже люблю".
Леша: "Предпочитаю экстрим-игры, особенно квест. Я уже хорошо ориентируюсь, где и когда можно принять участие в игре, знаю их виды и сложность".
- И значит, в какой-то мере - турист?
Леша: "Туризм мы с детства проходили. С такими родителями, как у меня, разве можно иначе? Ходил в Крым, на Кавказ, в Карпаты. Правда, ничего сложного. Хочу на Кавказ еще. Но там стреляют. А для Карпат нужна хорошая компания".
Гриша: "А у меня был период увлечения морским туризмом. Путешествовал по Волге. А вот лыжи не люблю. В школе у меня был такой урок. С тех пор никакого увлечения".
Леша: "Насчет лыж, то я любитель горок, особенно с трамплином".
СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ НАДО МЕНЯТЬ
Плавно мы перешли к вопросам образования, к которому у ребят явно критический настрой. Леша, как максималист, настаивал, что систему надо менять, но не с оглядкой на Запад. И в то же время не терять то, что у нас есть. А Гриша категорически заявил: то, что существует в России, приличными словами не назовешь.
- Какой же вы хотели бы видеть систему образования?
Леша: "Неплохая альтернатива - лицей. Но многого там еще не хватает из-за системы всеобуча. В то же время нельзя делать ставку на узкую специализацию. И подбор учителей должен быть другим".
Гриша: "Общее образование надо давать до пятого, максимум, седьмого, класса. А потом переходить на факультативы".
- Вы считаете, кому больше повезло в плане образования - вам или родителям?
Леша: "У моих родителей было лучше, чем у меня. У современных школьников есть возможность отлынивать от учебы, не учить предметы. Родителям такое не удавалось. У них идеологически все было поставлено по-другому, строже. Расслабиться было нельзя".
Гриша: "Были пионерские и комсомольские организации. Они контролировали школьников".
Леша: "Я мог три четверти года не появляться в школе. И это как-то сходило с рук. А тогда бы этого не прошло".
Гриша: "Сегодня у молодежи нет моральных барьеров.
Леша: Идеалов совсем не осталось".
- Кому же больше повезло, родителям или вам, в независимой Украине?
Леша: "Конечно, нам. У нас больше свободы выбора".
Гриша: "Я бы не хотел жить в то время".
- Рассматриваете ли себя в будущем как ученых?
Леша: "Программирование - это тоже наука. Сейчас нет смысла быть ученым ни материально, ни морально. Я предпочитаю сочетать науку с материальным обеспечением".
- Сколько вы проводите времени за компьютером?
Леша: "От 0 до 22 часов в сутки".
Гриша: "В день часа четыре точно сижу в интернете".
- А работать где бы предпочли: в отечественной фирме или иностранной?
Леша: "У нас есть отечественные фирмы ничем не уступают зарубежным. А у иностранцев здесь есть свои филиалы. Главное - какой проект разрабатывать. И чтобы за него платили".
Гриша: "А я бы хотел иметь собственную фирму и сам направлять ее деятельность".
Леша: "Я уже сейчас могу зарабатывать веб- дизайном. Уже есть заказы. Правда, найти их тяжело. А иногда статьи пишу. На темы, которые меня задевают. Например, писал о выборах президента".
ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ МАТЕРИАЛИСТОМ
- Но сколько можно о материальном, давайте поговорим о духовном. Сейчас наблюдается большой всплеск строительства церквей и храмов. Интересно знать о вашем отношении к религии.
Леша: "Вера - хорошо, религия - бред".
Гриша: "Я православный человек, но не соблюдаю постов и не могу назвать все религиозные праздники. Считаю, что если веришь, то верь, как хочешь. В то же время православие для меня родное. А, например, изучение даосизма и буддизма - только в качестве ознакомления".
- Вы, скорее всего, материалисты?
Леша: "Наверно".
Гриша: "В этом мире не будешь материалистом, последние штаны украдут".
- А где вы черпаете информацию о мире?
Гриша: "В интернете, также читаю свежие выпуски газет. Утро начинаю с "Советского спорта", потом "Коммерсант" и другие. Не люблю ежедневок. Все это можно прочитать на сайтах. А повторения не хочется".
Леша: "Информация в инете всегда перед глазами. Втолкуют даже то, чего тебе не надо".
- Интересно, какая литература вам по душе?
Леша: "Люблю поэзию, но больше зарубежную. В русских классиках больше нравятся их переводы. Бальмонт хорошо перевел Эдгара По. Зарубежные писатели реальнее смотрели на жизнь. А у русских слишком много слюней".
Гриша: "Есть литература, которая должна быть прочитана, - базовая. А есть досуговая. Для меня это фэнтэзи и милитари. А из современки могу назвать таких авторов, как Лукьяненко, Булычов, Пелевин. Но только не Донцова.
- Ну и напоследок, музыкальная тема:
Леша: "Предпочитаю русский рок, и не только, джаз, блюз".
Гриша: "Панк-рок, украинский рок - отличные вещи".
Леша: "Я скорее различаю песни, а не группы. У меня в компе хранится все, что мне нравится".
Мы еще немного поговорили об армии. Ребята надеются, что сия чаша их минует, так как настоящими мужчинами становятся и в повседневной жизни. Впрочем, поговорив с ровесниками независимости, мне стало ясно, что все мы одним миром мазаны. Они тоже любят советские фильмы про Штирлица и Глеба Жеглова, критикуют "мыльные оперы", потешаются над ДОМом-2 и мечтают о хорошей семье и достатке.
- Какой-то глобальной цели у нас нет, - говорит Леша, - каждый день ставишь себе какие-то цели и стремишься их достичь. А пока мы хотим получить образование и стать хорошими специалистами.
Беседовала Инна ИЩУК.
На фото Максима ГАЛЯСА:
Гриша (слева) и Леша.