Номер 22 (869), 15.06.2007
Одесский морской порт - основа развития города. Грузооборот Одесского порта составляет более 25 % от суммарного грузооборота всех 18 украинских государственных портов. А доля его прибыли составляет более 40 %. Насколько сегодня отвечают производительные мощности порта его возможностям и каковы его дальнейшие направления развития, рассказал первый заместитель начальника порта, кандидат технических наук Юрий Юрьевич Васьков.
- Юрий Юрьевич, какие направления развития Одесского порта вы видите наиболее перспективными сегодня?
- Перспективными направлениями для Одесского порта являются дальнейшее увеличение перевалки контейнеров, для чего необходимо серьезное техническое развитие порта путем строительства современных контейнерных терминалов. С каждого контейнера, который проходит через Одесский порт, государственный бюджет получает от 70 до 150 долларов (без учета таможенных платежей). Существующий контейнерный терминал строился из расчета на переработку 150 тыс. TEUs в год. На данный момент грузопоток вырос в объеме до 400 тыс. TEUs и сохраняет тенденцию устойчивого роста ежегодно на 25- 30 %. Однако на сегодня внутренние резервы для расширения терминала исчерпаны. Порту нужны новые территории. Единственная возможность дополнить территории порта - расширяться в сторону моря путем намыва. У нас есть инвесторы, которые согласны осуществить этот проект. Проект согласован практически со всеми государственными структурами и включен в постановление Кабмина. В случае его окончательного утверждения уже через несколько месяцев возможно начать строительные работы и уже через два года принять современное судно-контейнеровоз. Помимо расширения терминала в самом порту согласно Концепции развития Одесского порта за средства инвестора уже реализуется проект строительства "сухого" порта на полях орошения, стоимостью более 100 млн долларов. Кроме того, подготовлена документация на строительство 5-й очереди транспортной эстакады, которая соединит существующий въезд в порт на Пересыпи и "сухой" порт. Строительство эстакады позволит решить транспортную и экологическую проблему Пересыпи и выведет весь большегрузный транспорт за пределы города.
- Скажите, как был найден консенсус с городскими властями и разрешена проблема развития порта?
- Проблему удалось решить благодаря тому, что стороны досконально изучили сложившуюся в порту ситуацию и приложили все усилия для максимального учета интересов и порта и города. В этот спор вмешалось слишком много участников, большинство из которых не являются специалистами в сфере морского транспорта и экологии. А когда начали разбираться, ознакомились, о чем идет речь, то вопрос решился сам собой. Мы также учли пожелания города сократить площади, расширяясь вглубь, уточнили экологические аспекты. Новая схема развития была рассмотрена транспортной комиссией, для которой был проведен ряд ознакомительных экскурсий в порту. Согласно экспертизе, проведенной Одесским филиалом института биологии южных морей НАН, Министерства экологии и здравоохранения, Ассоциации экологов Украины, заключениям общественных экологических организаций города было определено, что реализация проектов только улучшит экологию города и моря.
- Помимо дефицита территорий, с какими производственными проблемами еще сталкивается порт в процессе своей деятельности? Реализуете ли вы все свои производственные мощности?
- Сегодня у нас наблюдается ситуация неполной загрузки мощностей по перевалке нефти и перегруженности мощностей по перевалке сухих грузов. В 2006 году порт переработал 15 млн тонн сухих грузов, что является рекордом. Расчетная пропускная способность порта - 14,5 млн тонн сухих грузов. Это опять-таки говорит о необходимости срочного расширения территорий и мощностей порта. Сюда же можно отнести и дефицит глубоководных причалов.
СПРАВКА. Одесский морской торговый порт расположен в юго-западной части Одесского залива на искусственно образованной территории площадью 120 га. Мощности предприятия позволяют ежегодно переработать 14 млн тонн сухих и 24 млн тонн наливных грузов. Общая протяженность причальной линии - более 8 км.
- Как сказались на портовом хозяйстве ограничения по вывозу зерна в прошлом году?
- Из-за этой, на наш взгляд, необоснованной меры Одесский порт недополучил около 600 тысяч тонн зерна на экспорт. Это привело к снижению доходов порта. Кроме порта, ограничение экспорта с экономической точки зрения негативно отразилось и на других транспортных предприятиях (железная дорога, автотранспорт). Серьезные убытки понесли и зернотрейдеры, работающие с украинским зерном.
- Существуют ли подобные сложности с другими видами грузов?
- Да. Постоянное повышение ж/д тарифов на перевозку металла. Это привело к тому, что разница в перевозке 1 тонны металла, к примеру, производства Мариупольского меткомбината им. Ильича, в адрес Одесского порта на 13 долларов дороже, чем в адрес Мариупольского. А разница во фрахте судна всего 3-4 доллара на тонну. Вот и получается, что даже с учетом географического расположения портов Одессы и Мариуполя разница в транспортировке 1 тонны металла составляет 9-10 долларов. В результате порты, которые расположены дальше от комбинатов - производителей металла, его получают по остаточному принципу. В то же время порты, расположенные поблизости от производителей металла, перегружены. Решением данной проблемы может быть только оптимизация тарифной политики путем применение дифференцированных тарифов на перевозку по железной дороге. Это позволит, кстати, увеличить доходы и железной дороги.
- Одесский порт - один из преуспевающих украинских морских хозяйств. В чем заключается индивидуальность Одесского порта?
- Специфичность Одесского порта заключается в форме хозяйственности. Еще 15 лет назад в Одесском порту под руководством его начальника Николая Павлюка была внедрена принципиально новая на тот момент для украинских портов схема хозяйствования. Она заключалась в том, что в порт на условиях совместной деятельности в качестве операторов были привлечены частные, преимущественно иностранные, стивидорные компании. Обязанностями этих компаний было обеспечение порта гарантированным грузопотоком, инвестициями и социальными гарантиями своих работников. Данная схема работы подтвердила свою эффективность, и сегодня, спустя 15 лет, практически все украинские государственные порты пытаются применить ее в своей работе.
- С какими портами сотрудничает Одесский морской порт?
- Практически со всеми портами мира. У нас ежемесячно проходят несколько встреч с нашими коллегами-портовиками из других стран. Наши специалисты регулярно посещают крупные современные порты с целью обмена опытом. По итогам встреч заключаются соглашения о дальнейшем развитии сотрудничества. Последними нашими гостями были власти портов Марселя, Генуи, Сочи, Санкт-Петербурга.
- А как у вас обстоят дела с туристическим бизнесом?
- Туристический бизнес - одно из приоритетных направлений развития порта. Для качественного обслуживания туристов на международном уровне в порту есть все - современный пассажирский терминал мощностью 4 млн пассажиров в год, концертно-выставочный комплекс, гостиница, яхт-клуб, морская арт-галерея, церковь св. Николая и другие инфраструктуры. К сожалею, в настоящее время пассажирский терминал загружен менее чем на 5 %. Для привлечения туристов необходимо серьезно работать над формированием так называемого туристического продукта города и региона в целом.
По инициативе комиссии горсовета по туризму, которую возглавляет депутат Ю.А. Шпирт, создана рабочая группа по разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение туристической привлекательности города. В составе этой группы работают и представители порта.
- Каким вы видите порт в будущем?
- В будущем с расширением территорий порт постепенно переориентируется на контейнеры, как это происходит сейчас во всем мире. За счет развития порта увеличится количество рабочих мест. Работа в порту сегодня весьма перспективная и высокооплачиваемая. Желающих работать в порту много. По оценкам специалистов развитие порта позволит создать 15 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест для одесситов. Кроме этого, более чем вдвое увеличатся отчисления в бюджеты всех уровней. Будет решен ряд экологических проблем города и многое другое. Будущее Одесского порта определено, прежде всего, исходя из интересов самих одесситов.
Материалы подготовила Инна ИЩУК.